31 марта в истории города, страны и мира

«Русская ракета», личный враг Гитлера и литературные успехи Брежнева

В 1771 г. в Москве свирепствовала чума. Во время русско-турецкой войны она была занесена из армии в Малороссию и постепенно добралась до Москвы. Народ охватила паника. Дрогнул даже генерал-губернатор граф Салтыков, известный победитель Фридриха II при Куренсдорфе. Оставив город на произвол судьбы, он бежал в свое подмосковное имение Марфино. За оставление своего поста граф был Екатериной II уволен.

Тяжелую обязанность охранять порядок и предупредительными мерами ослабить чуму добровольно принял на себя отставной генерал Еропкин. 31 марта именным указом императрицы он получил предписание, чтоб «чума не могла и в самый город Санкт-Петербург вкрасться». С этой целью Еропкину было велено «не пропускать из Москвы не только к Петербургу, но и в местности, лежащие на пути».

Однако обыватели не исполняли предписаний нового градоначальника, они не только не сжигали одежду умерших от чумы, но скрывали сам факт смерти. Трупы выбрасывали на улицу или тайно зарывали на задворках, в садах и огородах.

Чума усиливалась и к августу 1771 г. ежедневно уносила уже до 1.000 жизней москвичей. Дома опустели. Назревал бунт, который и разразился в сентябре. Это было одно из самых крупных выступлений XVIII века, вошедшее в историю под названием «чумной бунт».

***

В 1889 г. в Париже открылась Эйфелева башня. Это стальное сооружение высотой 300 м было построено по проекту Гюстава Эйфеля для Всемирной выставки как символ достижений техники XIX века. Через 20 лет Эйфель должен был башню разобрать и продать на слом. Но тут произошло непредвиденное — изобрели радио, и Парижу потребовалось высокое сооружение для установки радиопередатчика. Позже, в 1925 г., на башне установили и телепередатчик.

Эйфель и его башня

Кроме всего прочего Эйфелева башня оказалась весьма прибыльным предприятием: строительство обошлось в 15 млн франков, а только во время Всемирной выставки 1889 г. ее посетили 2 млн человек, заплатив по 5 франков за вход, то есть сразу окупилось 2/3 затрат.

***

115 лет назад, в 1901 г., был создан первый автомобиль марки «Мерседес», который сегодня рассматривается как прототип современных автомобилей, поскольку в его облике уже ничего не осталось от повозок на конной тяге.

Машину собрали конструкторы Пауль Даймлер и Вильгельм Майбах для генерального консула Австро-Венгерской империи в Ницце Эмиля Елинека, который назвал новую модель именем своей дочери. Четырехцилиндровый двигатель гоночного автомобиля (именно таковыми были первые «мерседесы») позволял развить скорость 85 км/ч. Тогда же на капотах этих машин появилась знаменитая трехконечная звезда — торговая марка фирмы. В начале ХХ века она указывала на трех человек, причастных к новому автомобилю: Майбаха, Елинека и его дочь. Сегодня же смысл фирменной эмблемы концерна трактуется как обозначение трех стихий, в которых успешно работают его двигатели: воздуха, воды и суши.

***

45 лет исполняется сегодня знаменитому хоккейному нападающему Павлу Буре, за свою феноменальную скорость получившему прозвище «Русская ракета».

Павел Буре+

Он родился в 1971 г. в 3-й клинической больнице города Минска. Хотя его родители постоянно проживали в Москве, мама Павла, бывшая минчанка, решила рожать в родном городе.

Павел — потомок основателя знаменитой часовой фирмы «Павел Буре», внук известного тренера по плаванию Валерия Буре, сын 4-кратного призера Олимпийских игр и 17-кратного чемпиона СССР по плаванию Владимира Буре и, наконец, брат другого известного хоккеиста Валерия Буре.

Павел в 6 лет пришел в детскую хоккейную команду ЦСКА. В 1988 году дебютировал за основу армейцев в матче против рижского «Динамо» и уже на четвертой минуте забросил свою первую шайбу. За 4 сезона в клубе Павел дважды становился чемпионом СССР и трижды обладателем Кубка европейских чемпионов. После этого он отправился за океан, где провел 12 сезонов, выступая за клубы НХЛ «Ванкувер Кэнакс», «Флорида Пантерз» и «Нью-Йорк Рейнджерс». Всего в сильнейшей хоккейной лиге мира он провел 766 игр, в которых набрал 849 очков (472 шайбы + 377 передач) — в среднем более одного очка за игру! В 2005 г. в возрасте 34 лет Буре был вынужден закончить профессиональную карьеру из-за хронической травмы колена.

***

В 1980 г. в городе Фениксе, штат Аризона, на 67-м году жизни скончался чернокожий легкоатлет Джесси Оуэнс, герой Олимпиады 1936 года в Берлине и личный враг Гитлера.

Джесси Оуэнс

В свои 14 лет дистанцию в 220 ярдов Джесси пробежал так быстро, что тренеры решили: испортился секундомер. Через два года Оуэнс прыгнул в длину на 8 м 13 см, первым преодолев восьмиметровую отметку. А в 1936 г. на берлинской Олимпиаде американец нанес удар пропаганде Третьего рейха. Главная гитлеровская газета «Фелькишер Беобахтер» писала: «Неграм нечего делать на Олимпиаде… Это беспримерное оскорбление и бесчестие для олимпийской идеи, и древние греки перевернулись бы в гробу, если бы узнали, во что превратили современные люди их священные национальные Игры». А Оуэнс в Берлине завоевал четыре золотые медали, попутно установив три олимпийских рекорда и один мировой. Когда спортсмен выиграл четвертое «золото», возмущенный Гитлер покинул свою ложу на стадионе. Рекорды Оуэнса в спринте держались до 1964 года.

***

В 1980 г. Леонид Брежнев стал первым из советских лидеров, кто удостоился высшей литературной премии — Ленинской. Генсек получил ее за свои автобиографические повести «Малая земля» и «Возрождение».

Эти книжки потом изучали во всех школах, особенно «Малую землю». В народе ходил анекдот: Брежнева представили к Нобелевской премии, так как он сумел доказать, что большая Земля вращается вокруг «Малой земли».

Книги Брежнева

Справедливости ради надо сказать, что все брежневские воспоминания (потом вышла и третья книжка — «Целина») были написаны ведущими советскими писателями и журналистами — Анатолием Аграновским, Аркадием Сахниным, Александром Мурзиным…

Трилогию перевели на 65 языков, экранизировали и даже поставили на сцене (в московском Малом театре, например, шел спектакль «Целина»). Общий тираж этих книг составил 400 млн экземпляров.

Авторский гонорар генсека составил почти 180 тыс. рублей — гигантская сумма по тем временам. Непосредственных исполнителей наградили орденами: Мурзину, например, вручили орден Дружбы народов, Сахнину — орден Октябрьской Революции. Вопреки слухам — ни денег, ни квартир, ни автомобилей никто из них не получил. И уж тем более никакой славы, ведь их имена не проходили по разряду авторов, соавторов и даже помощников «молодого писателя» Брежнева.

После прихода к власти Горбачева миллионные тиражи брежневских книжек оказались в макулатуре — летом 1987 года по книжным магазинам было разослано негласное, для служебного пользования, разъяснение, что с ними следует делать. Тогда же «в бой» списали миллионы пластинок с брежневскими речами.

***

В 1988 г. был введен в эксплуатацию 54-километровый Сэйкан (в переводе — «величественное зрелище») — самый протяженный железнодорожный тоннель в мире. Прорытый под водами Сангарского пролива, он соединил два крупнейших острова Японии, Хонсю и Хоккайдо. Протяженность тоннеля — 53,9 км, из них 23,3 км пролегают под водой, на глубине 240 м ниже уровня моря и на 100 м ниже морского дна.

Сказать, что пассажиры пересекают Сэйкан под привычный для этого вида транспорта стук колес, нельзя — рельсы намертво сварены в 54-метровую плеть и не имеют ни единого стыка. Тщательно сбалансированное дорожное полотно исключает даже малейшие колебания вагона.

Толщина бетонных стен тоннеля — 70 см, но вода все равно постоянно просачивается внутрь. Поэтому днем и ночью здесь не прекращают работу насосные станции, ежеминутно выбрасывающие на поверхность до 16 т воды!

Тем не менее японцы чувствуют себя в тоннеле в безопасности. Они действительно застрахованы от самых разных неприятностей и катаклизмов, вплоть до землетрясений: по всей длине тоннеля установлены чувствительные датчики, способные уловить самые ничтожные колебания земли, а при толчках силой 4 балла поезда автоматически останавливаются, чтобы пережить подземную бурю. Внутри тоннеля построены две платформы для чрезвычайных остановок. От каждой из них в толщу земли уходят 300-метровые герметизирующиеся тоннели-убежища с необходимым запасом кислорода, воды, продуктов и медикаментов.

Сегодня Сэйкан уже не используется с прежней нагрузкой. В век скоростей большинство урбанизированных японцев предпочитают пятичасовой поездке в вагоне часовой перелет на самолете.

Самое читаемое