Абстракционист Олег Ладисов представил новые работы

В арт-гостиной «Высокае месца» открылась выставка живописи минского художника Олега Ладисова «От плюса к минусу. И обратно», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Все работы созданы с осени прошлого года. Можно сказать, выставка, как и ребенок, вынашивалась девять месяцев. Но на самом деле картины созревали гораздо дольше.

Свои полотна Олег Ладисов развешивал вдумчиво, как будто стекла подбирал для калейдоскопа, чтобы было соответствующее цветовое сочетание, объем, воздух… Привезя на выставку 42 работы, в итоге выставил только 20.

Живопись Ладисова плохо вписывается в какие-либо рамки. Его абстракции дают зрителю простор для ассоциаций, поэтических вольностей, игр воображения. Одни полотна напоминают потертый старинный гобелен. Другие — легчайшую пену на шампанском и в голову могут ударить точно так же, как этот напиток. Третьи представляют собой метафору полуденной реки с ее бликами на воде… Художник дал себе волю и показал трепетные чувства. Его кисть сродни древней лире или свирели. Она смешивает краски и творит собственные мифы…

_NEV9739-27 copy

— Олег Иванович, помните свой первый художественный опыт?

Конечно. Мне было лет восемь, когда я вылепил из снега Венеру Милосскую. Она очень понравилась отцу. Увидев скульптуру, отец поцеловал меня и дал три рубля. Венера почти всю зиму простояла у нас на неотапливаемой веранде.

— Какими вспоминаются студенческие годы?

Минск. 1970-е… Сейчас говорят, что это было время затхлого застоя, но у нас, наоборот, время бурлило и переливалось цветами радуги. Может, потому что мы были молоды, все хотелось прочувствовать, испытать… Поступив в иняз, открыл для себя белорусскую столицу как большой культурный город. Мы жили в общежитии на Слесарной. Ходили во все театры и филармонию. До сих пор помню, какими яркими были постановки Валентина Елизарьева в театре оперы и балета. Когда открылся Дворец искусства на Козлова, не пропускали ни одной выставки. Большим событием стали показы в малом зале кинотеатра «Победа» фильма «Зеркало» Андрея Тарковского, вокруг фильма в нашем общежитии кипели страсти, каждый хотел показать, насколько высок уровень его интеллекта. Позже, когда я уже работал учителем в сельской школе, преподавал немецкий и белорусский языки и изобразительное искусство, с коллегами путешествовали по Советскому Союзу. Съездил в Польшу, посетил Чехословакию. Те годы положили начало домашней библиотеке. Потрясающие альбомы по живописи и графике продавали в магазине «Дружба» на Ленинском проспекте, они хранятся у меня и до сих пор являются любимыми. Некоторые я сделал частью выставки «От плюса к минусу. И обратно». В экспозицию вошли также фотографии из домашнего альбома — фотохроника разных лет, лишенная тематических границ. Картины, книги, фотоснимки, предметы быта и бытия — это своего рода система координат выставки: малое — большое, полихромное — черно-белое…

_NEV9675-9 copy

_NEV9674-8 copy

— От биографии мы перешли к нынешней экспозиции. Олег Иванович, что для вас важнее всего в искусстве?

Цвет. Меня мало волнуют сюжет, композиция, жанровые особенности. Линия и цвет — вот что я ищу, приходя на вернисажи. В мастерской представляю, что играю с красками. Палитра — мой спарринг-партнер и собеседник. Цветом можно передать и настроение, и мысль. Цвет определяет личность художника. Цветом, как и словом, можно и удивить, и… убить.

— Мне показалось, что вы пишете тот мир, который хотели бы видеть ежедневно, — улучшенный, подправленный…

_NEV9667-6 copy

_NEV9666-5 copy

_NEV9665-4 copy

В рассказе Антона Чехова «Дом с мезонином» про художника сказано так: перед ним стоит одна-единственная задача — создавать прекрасное. Искать и находить в каждом дне радость и удовольствие и творить красоту. И ничего иного от художника требовать не надо. Многие из моих полотен рифмуются с теми цветущими лугами и полями, которые я видел в детстве. Многотравными. Разноцветными. Душистыми. Волнующимися под порывами ветра. Эти детские воспоминания, эти запахи и видения живут во мне до сих пор.

— Расшифруйте, пожалуйста, название своего проекта «От плюса к минусу. И обратно».

_NEV9664-3 copy

_NEV9660-2 copy

От тепла к холоду. И снова к теплу. Это наша жизнь. Так мы живем: с нетерпением ждем лета, хотим, чтобы оно было солнечным и жарким, потом устаем от жары и ждем снежную зиму…

Показ картин в арт-гостиной сопровождается показом клипа «Линия жизни» группы А-ha…

Очень люблю этих норвежских романтиков. Если не ошибаюсь, в 2003-м они первый раз приезжали в Минск, я был на их концерте. Видимо, думаете, что я скажу: творчество А-ha вдохновило меня на написание полотен. Нет, это не так. Люблю музыку и литературу, однако они не оказывают на меня большого влияния. Это духовная пища, не более.

— Чем еще напитываетесь?

Много, всех не перечислю. Например, музыка: Depeche Mode, Radiohead, King Crimson, U-2, Далида, Чайковский… Из литераторов навскидку назову Михаила Булгакова, Людмилу Улицкую.

_NEV9785-34 copy

_NEV9774-32 copy

_NEV9770-31 copy

— Олег Иванович, а у вас нет раздвоения личности? Вы — ученый секретарь исторического музея, почти чиновник. И вы же — художник, богема, создатель иной реальности…

Чем дольше работаю в музее, тем больше убеждаюсь: музейные работники — высшая каста. Чтобы довести до ума проект, они должны быть эрудитами, специалистами в разных отраслях культуры. Есть своя красота в живописи, и есть особая красота в создании музейного проекта. Правильно составить важный документ, грамотно оформить музейную витрину — все равно что по памяти нарисовать человека. И тут, и там — творчество, затрата душевных сил. И никакого раздвоения.

На все вопросы о концептуальности выставки Ладисов отвечает: рамки и форматы во многом губят искусство. Главное — это пластическая свобода.

Видите на моей картине птицу, значит, там и есть птица. Узнали реку — смело окунайтесь»… Счастье, безмятежность, возвращение в детство… Если созерцание моих картин дарит зрителю эти состояния, я только рад.

Выставка «От плюса к минусу. И обратно» работает в филиале Музея истории города Минска на улице Герцена, 2а, и продлится до 28 августа.

Справочно

Олег Ладисов родился в 1953 году в деревне в Шумилинском районе (Витебская область), где, по его словам, «чистота, красота, некая первобытность, разнотравье — природная палитра…» Родители, бывшие партизаны, поженились еще в войну. После войны работали на железной дороге. Подняли троих сыновей — Владимира, Александра и Олега. Художником стал младший — Олег. С самого детства рисовал, пробовал поступить в театрально-художественный институт, не получилось, окончил с отличием иняз, работал учителем в Оршанском районе и продолжал рисовать. Со второго раза БГТХИ был покорен.

Один из создателей коллекции современного искусства — картинной галереи Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Работает ученым секретарем Национального исторического музея Республики Беларусь.

Член Белорусского союза художников.

Выставлял свои художественные произведения в Музее истории белорусского кино, Музее истории города Минска, картинной галерее Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, в галереях «Академия» и «Ньюман» (Минск).

_NEV9679-10 copy

_NEV9764-30 copy

_NEV9763-29 copy

_NEV9684-12 copy

_NEV9736-26 copy

_NEV9734-25 copy

Фото Елизаветы Добрицкой

Самое читаемое