Актриса Алеся Пуховая: «То, чего не могла позволить себе в 20 лет, легко могу делать сегодня».
В каких фильмах было работать особенно трудно, и ради какой роли пришлось похудеть. Готовы ли белорусские актеры сниматься за копейки ради любви к искусству. Об этом и многом другом корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с Алесей Пуховой — одной из самых интересных белорусских актрис своего поколения.
Проводница, медсестра, заключенная, секретарь в издательстве, костюмер, председатель студсовета, домработница, куртизанка, продавщица в сельпо, почтальон, вожатая. Кого бы ни играла А. Пуховая, она убедительна. Востребована кинематографом, с удовольствием работает в Театре-студии киноактера, занята в театральном проекте «ТриТформаТ». Есть у нее опыт преподавателя сценической речи в вузе и ведущей кулинарной передачи. А еще она супруга, мама и очень женственная наша современница.
Заноза внутри
— От актеров часто слышишь: профессия зависимая, нервная. Чтобы заработать на жизнь, приходится совмещать театр, киносъемки, радио, телепроекты, преподавание… И все-таки редко кто меняет ее на другую. В чем лично для вас притягательность актерского ремесла?
— Если однажды ты вышел на сцену и поймал это удивительное ощущение — души вдруг становится очень много, эмоции переполняют, и ими нужно обязательно поделиться, — то уже никогда не сможешь обойтись без театра. Только исключительные обстоятельства вынуждают артистов расстаться с профессией. Знаю коллегу, который из-за финансовых проблем ушел из театра, но через полгода попал на «сНежное шоу» Вячеслава Полунина и вернулся на сцену. Иногда жалеешь, что внутри тебя сидит эта заноза и не дает жить спокойно. Но без нее, наверное, ты была бы совершенно иной.
— Что для вас сегодня важнее и интереснее — театр или кино?
— Это совершенно разные виды деятельности, их нельзя сравнивать. К тому же кинематограф качественно меняется, многие проекты переходят на интернет-платформы. Если бы можно было заниматься кино 24 часа семь дней подряд, я бы так и жила. Но это в мечтах… Лично мне театр жизненно необходим для творческого поиска, поддержания себя в хорошей актерской форме, ощущения зрительского отклика.
— Случаются ли заманчивые предложения от отечественных кинорежиссеров?
— Белорусские актеры не избалованы. В интересных национальных проектах они готовы сниматься даже за символические гонорары из любви к искусству. Например, мне достался крохотный эпизод в сериале о Янке Купале режиссера Владимира Янковского. Но я счастлива уже самим фактом участия в нем. Считаю, фильм получился замечательным. Такие картины нужно снимать и смотреть, чтобы понимать, кто наши герои, откуда мы пришли и куда идем. Это формирует нацию.
— Какие фильмы дались вам сложнее других?
— Тяжело проходили съемки в сериале «Снайпер 2. Тунгус». Там требовалось перебежать по бревну через реку. А я очень боюсь высоты. И в какой-то момент мне стало настолько страшно, что на полпути спрыгнула в воду, причем с микрофоном, за что досталось персонально от звукооператора. В фильме «Ой, мамочки!» играла беременную актрису. Казалось бы, какие тут сложности? Но мне надевали накладной живот, и к концу смены начинал болеть свой. Всё из-за подвижной актерской психики. Дочь Варя настолько тяжело далась, такими непростыми были собственные роды, что память об этом запускала во время работы переживания и они отражались на физическом самочувствии.
— Ваши героини похожи на вас?
— В прошлом году я снялась в двух сериалах. Когда увидела себя на экране в одном из них, подумала: нет, это не я, это какая-то женщина-монстр. В другом сериале казалось, что сценарист подглядывал за мной, настолько это была я, Алеся Пуховая. Но вообще играешь в кино, разумеется, не себя, а конкретную героиню, и, чтобы она стала живой и убедительной, стараешься придумать ей биографию, наделить чертами реальных женщин.
Самые сложные роли — мама и жена
— Читала, ваша дочь уже снялась в кино. Мечтает продолжить актерскую династию?
— На счету Вари роль в картине «Серафима» режиссера Александры Бутор. Саша увидела ее, когда снимала со мной кулинарную рубрику для ОНТ: я брала Варю с собой. В то время Саша готовила дипломную работу, ей требовались две маленькие девочки. Я не возражала, чтобы дочь поучаствовала в том проекте. Сегодня ей 14 лет, она занимается в театральной студии и уверяет, что будет актрисой. Но как все сложится, говорить рано. Постараюсь принять любой ее профессиональный выбор.
— Актрисы часто создают семьи с коллегами. А вы?
— Мой муж далек от театра и кино, у него техническая специальность. И он золотой человек. Я постоянно мучаюсь от того, что, например, не получилась на репетиции сцена, не удается роль. Выдержать это, думаю, крайне сложно, но у Даниила получается.
— Где же вы нашли такого золотого мужчину, способного понять тонкую артистическую натуру?
— Мы встретились в Бобруйске: я с театром была там на гастролях, а Даниил — в командировке. Ужинали вечером в кафе, там и познакомились. И уже на первом свидании я вдруг интуитивно почувствовала: этот человек станет моим мужем, именно его я и ждала. Не могу объяснить, за что люблю супруга. Но 20 лет мы вместе, и без него я не представляю своей жизни.
«Обожаю печь торты…»
— Вы часто исполняете роли современниц. Что их, по-вашему, объединяет? Какие женщины восхищают?
— Современные женщины разные. Могут быть сильными и слабыми, добрыми и жесткими. Очень много в их поведении и жизни зависит от того, кто рядом, какой опыт за плечами и какую перспективу видят. Наши женщины замечательные! Они из ничего умеют организовать праздник, разбавить серость будней новым платьем, прической, букетом цветов, пирогом на ужин. А еще меня восхищают те, кто способен весь день ходить на высоких каблуках!
— Как вы относитесь к переходу в другую возрастную категорию?
— Надо благодарно принимать… На каждом этапе жизни свои прелести и радости. То, чего не могла позволить себе в 20 лет, легко могу делать сегодня. Хотя у актрис моего возраста обычно мало ролей: мы уже не девочки, но еще и не мамы героинь.
— Прочитала, что, снимаясь в фильме «Сердце не камень», вы к окончанию съемок сознательно похудели на 22 кг. Как вам это удалось?
— Худеть не проблема. Гораздо сложнее удерживать вес. Готовя роль в спектакле «Трое плюс Кот», подумала: надо бы для нее постройнеть! Приложила некоторые усилия — и сбросила 8 кг. А вообще все зависит от того, принимаю себя или нет. Когда нравлюсь себе, люблю кулинарничать, обожаю печь торты. Наслаждаюсь и процессом, и результатом, балую и родных, и себя. Но когда худею, то отказываюсь от сдобы, сладкого, начинаю питаться дробно и часто. Мое счастье в том, что Даниил и Варя меня поддерживают и тоже переходят на гречку, курятину, тушеную капусту, кефир.
— Каков для вас идеальный праздник? Что в нем главное?
— Люблю не столько сами праздники, сколько их предчувствие, дни накануне. Когда выбираешь подарки, придумываешь особое меню, готовишь сюрпризы для близких и друзей, а сердце наполнено нежностью и любовью.
Блиц-опрос
— Без какого качества нет мужчины?
— Настоящий мужчина не совершит сознательной подлости.
— У Мартти Ларни есть выражение: «Жизнь — трагедия для тех, кто чувствует, и комедия для тех, кто думает». А для вас жизнь — это…
— Трагикомедия.
— Что вы вкладываете в понятие «красота»?
— Это свет изнутри. Его не нарисуешь.
— Вам знакомы сомнения в собственной привлекательности?
— Они одолевают меня постоянно.
— Когда хотите себя побаловать, что себе позволяете?
— Выспаться. Иногда сходить на массаж, спа-процедуры.
— Какие подарки цените больше всего?
— Сделанные от души. Для актера замечательный подарок — хорошая роль.
Фото предоставлены Алесей Пуховой