Андрей Миронов поссорился с режиссером Владимиром Бортко. Как снимали комедию эпохи застоя «Блондинка за углом»
«Блондинка за углом» — комедия эпохи застоя. Почему почти треть отснятой кинокартины пришлось отправить в корзину, выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Начало 1980-х. Астрофизик-неудачник Николай Порываев, разуверившийся в поиске внеземных цивилизаций, устраивается грузчиком в гастрономе. Там он знакомится с товароведом Надей. Она знает главное правило успеха в эпоху дефицита: ты — мне, я — тебе. Неожиданно между молодыми людьми вспыхивает настоящее чувство. Пробивная девушка пытается ввести непрактичного Николая в круг своих деловых знакомых. Ему всё меньше нравится образ жизни, к которому его пытаются приобщить.
На собственной свадьбе Порываев узнает, что его научные разработки были не так безнадежны. Когда в зале торжеств он обнаруживает только нужных Наде людей, он срывается и бежит в никуда. Девушка тоже решает сделать свой выбор…
Отвлекающий маневр
Недоступность многих товаров в СССР не являлась секретом. В кинокомедиях не раз изображали ловкачей-доставал. Рисовали их преимущественно черными красками. Но в сценарии Александра Червинского доставалы — элита, сливки общества. Прямая указка на то, что в Советском Союзе так живут все мало-мальски успешные люди. На этапе рассмотрения сценария цензоры не заметили крамольные подробности. Зачитавшись расписанной любовной историей Николая и Нади, редколлегия «Ленфильма» не заметила, что впоследствии в Госкино СССР ее назовут пасквилем на советскую действительность. Кроме того, режиссер картины Владимир Бортко хоть и был молод, но успел снять несколько лент и знал методы борьбы с цензурой. На начальном этапе по договоренности с Червинским он специально внес в сценарий несколько заведомо неприемлемых сцен и реплик, вымарывая которые, не обратят внимания на другие. В одной из них Николай обнаруживает Надю плачущей. Она рассказывает, что представила: у них рождается сын, растет, идет в армию, погибает в Афганистане. Естественно, убрав десяток таких капканов, рецензенты проглядели иные нюансы. Съемкам дали зеленый свет.
По кличке Крокодил
Сначала на роль Нади утвердили Александру Яковлеву, звезду недавно вышедшего «Экипажа» (1979). Но отец Бортко, театральный режиссер, посоветовал сыну обратить внимание на Татьяну Догилеву, которая в московском театре Ленком в спектакле «Гренада» играла сразу все женские роли. Фильм стал для нее поворотным в карьере.
Даст ли согласие на съемки Андрей Миронов, сомневались. Его в те годы обожали, и он был очень востребован. Но роль звезде приглянулась. Его экранную давнишнюю школьную подругу Регину, маму, папу сыграли Елена Соловей, Евгения Ханаева, Марк Прудкин. Правда, 86-летний Марк Исаакович признался, что не справится с озвучиванием картины, где нужно дубль за дублем попадать в собственную артикуляцию. Попросил: «Пускай меня Зяма озвучит». Зиновий Гердт справился с задачей прекрасно.
Анатолий Сливников, исполнивший роль молчаливого Гены по кличке Крокодил, до начала 1980-х работал в театрах на севере Казахстана. Правый глаз у него косил. Но комедийного таланта, дабы использовать этот изъян как Савелий Крамаров, у него не было. Только сделав офтальмологическую операцию, он смог сниматься в кино. Всё благодаря его яркой и мужественной фактуре.
В поисках изобилия
Съемки проходили в 1982 году. Уличный экстерьер магазина, где работали главные герои, — настоящий московский гастроном на Отрадной. А вот магазин изнутри — ленинградский универсам «Южный» на улице Гашека. А в городе на Неве в гостинице «Прибалтийская» снята сцена свадьбы главных героев.
По сценарию в одном из эпизодов требовался пасхальный крестный ход. Для съемок настоящего необходимо было много согласований. Тогда сцену сняли с актерами вокруг Смольного собора, его с довоенных времен приспособили сначала под склад, потом под экспозицию Музея истории Ленинграда. Звук настоящего крестного хода записали возле Преображенского собора, который действовал. Звукорежиссер прятала портативный магнитофон под пальто.
Тема поиска дефицита в сюжете перекочевала в будни съемочной группы. Возможно по сговору с коллегами художник-постановщик картины Владимир Светозаров проявил смекалку. Он был сыном знаменитого режиссера, уроженца Минска Иосифа Хейфица. Знал, как в кино совместить приятное с полезным. Заявил: ни в одном из гастрономов нет такого изобилия колбас и мяса, которые требуются в кадре, чтобы показать истинные возможности торгашей-деляг. Надо ехать на мясокомбинат. Действительно, одну из сцен сняли в цехе, продукты оттуда отправлялись в распределители ЦК КПСС, столовые обкомов. Киношники после съемок ушли домой с большими свертками.
Всеобщая любовь к Андрею Миронову создавала определенные сложности. Городские сцены с ним приходилось снимать рано утром либо поздно вечером, так как собирались сотни поклонников. С Бортко у актера то и дело возникали трения. За последние годы Андрей Александрович привык самостоятельно выстраивать мизансцены в кино, не терпел замечаний. А Бортко, по долгу профессии, позволял их себе. Между ними случались словесные пикировки. Однажды актер чуть не покинул проект. Во время съемки сцены, где он на овощном складе по шею засыпан в контейнере луком, между Бортко и оператором-постановщиком возник долгий спор. Миронов терпел почти час, сидя в луковой яме. В какой-то момент не выдержал и выдвинул ультиматум: или съемку немедленно продолжат, или он откажется продолжать работу над фильмом. В итоге оператора заменили.
Памятный зеленый «Крайслер Нью Йоркер» 1973 года, на котором ездил «Крокодил» Гена, был собран ленинградским умельцеми, всё время ломался. К месту съемок машину доставляли на погрузчике. Актер Сливников получил водительские права по требованию режиссера, но не умел водить. Многие сцены парковки снимали по 10 дублей из-за неумелого «Крокодила».
Осознала ошибки
После просмотра фильма в Госкино СССР в 1982-м, по словам режиссера, его назвали антисоветчиком. Сначала вообще не хотели обсуждать прокат ленты. До начала перемен в стране оставалось три года, а на тот момент был махровый застой. 1982-й — его пик. Поскольку Бортко не имел никакого авторитета у чиновников, заступником картины стал Миронов. Создателей поставили перед выбором: или вырезать многие сцены, или кино окажется на полке. Собравшись в номере гостиницы «Москва», Миронов, Бортко, Догилева, Червинский решились на первое. Фильм сократили на 25 минут. Теперь ему не хватало экранного времени для полного метра. Тогда и появились отступления в виде музыкальных интермедий Миронова, где он поясняет поступки героев. Хронометраж восполнили за счет финала. Кино заканчивалось бегством Порываева со свадьбы. В окончательной версии Надя с ним и младенцем зимует на астрофизической станции. Она осознала свои ошибки.
Несмотря на то что цензура 2 года безжалостно уродовала картину, после премьеры 21 июня 1984 года ленту посмотрели 25 млн зрителей. Помнят ее и сегодня.