1200 90

Андрей Миронов поссорился с режиссером Владимиром Бортко. Как снимали комедию эпохи застоя «Блондинка за углом»

«Блондинка за углом» — комедия эпохи застоя. Почему почти треть отснятой кинокартины пришлось отправить в корзину, выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».

1563 2О чем фильм

Начало 1980-х. Астрофизик-неудачник Николай Порываев, разуверившийся в поиске внеземных цивилизаций, устраивается грузчиком в гастрономе. Там он знакомится с товароведом Надей. Она знает главное правило успеха в эпоху дефицита: ты — мне, я — тебе. Неожиданно между молодыми людьми вспыхивает настоящее чувство. Пробивная девушка пытается ввести непрактичного Николая в круг своих деловых знакомых. Ему всё меньше нравится образ жизни, к которому его пытаются приобщить.

На собственной свадьбе Порываев узнает, что его научные разработки были не так безнадежны. Когда в зале торжеств он обнаруживает только нужных Наде людей, он срывается и бежит в никуда. Девушка тоже решает сделать свой выбор…

Отвлекающий маневр

Aleksandr CHervinskij

Александр Червинский

Недоступность многих товаров в СССР не являлась секретом. В кинокомедиях не раз изображали ловкачей-доставал. Рисовали их преимущественно черными красками. Но в сценарии Александра Червинского доставалы — элита, сливки общества. Прямая указка на то, что в Советском Союзе так живут все мало-мальски успешные люди. На этапе рассмотрения сценария цензоры не заметили крамольные подробности. Зачитавшись расписанной любовной историей Николая и Нади, редколлегия «Ленфильма» не заметила, что впоследствии в Госкино СССР ее назовут пасквилем на советскую действительность. Кроме того, режиссер картины Владимир Бортко хоть и был молод, но успел снять несколько лент и знал методы борьбы с цензурой. На начальном этапе по договоренности с Червинским он специально внес в сценарий несколько заведомо неприемлемых сцен и реплик, вымарывая которые, не обратят внимания на другие. В одной из них Николай обнаруживает Надю плачущей. Она рассказывает, что представила: у них рождается сын, растет, идет в армию, погибает в Афганистане. Естественно, убрав десяток таких капканов, рецензенты проглядели иные нюансы. Съемкам дали зеленый свет.

По кличке Крокодил

Сначала на роль Нади утвердили Александру Яковлеву, звезду недавно вышедшего «Экипажа» (1979). Но отец Бортко, театральный режиссер, посоветовал сыну обратить внимание на Татьяну Догилеву, которая в московском театре Ленком в спектакле «Гренада» играла сразу все женские роли. Фильм стал для нее поворотным в карьере.

fullsize

Евгения Ханаева

Даст ли согласие на съемки Андрей Миронов, сомневались. Его в те годы обожали, и он был очень востребован. Но роль звезде приглянулась. Его экранную давнишнюю школьную подругу Регину, маму, папу сыграли Елена Соловей, Евгения Ханаева, Марк Прудкин. Правда, 86-летний Марк Исаакович признался, что не справится с озвучиванием картины, где нужно дубль за дублем попадать в собственную артикуляцию. Попросил: «Пускай меня Зяма озвучит». Зиновий Гердт справился с задачей прекрасно.

Анатолий Сливников, исполнивший роль молчаливого Гены по кличке Крокодил, до начала 1980-х работал в театрах на севере Казахстана. Правый глаз у него косил. Но комедийного таланта, дабы использовать этот изъян как Савелий Крамаров, у него не было. Только сделав офтальмологическую операцию, он смог сниматься в кино. Всё благодаря его яркой и мужественной фактуре.

В поисках изобилия

Съемки проходили в 1982 году. Уличный экстерьер магазина, где работали главные герои, — настоящий московский гастроном на Отрадной. А вот магазин изнутри — ленинградский универсам «Южный» на улице Гашека. А в городе на Неве в гостинице «Прибалтийская» снята сцена свадьбы главных героев.

По сценарию в одном из эпизодов требовался пасхальный крестный ход. Для съемок настоящего необходимо было много согласований. Тогда сцену сняли с актерами вокруг Смольного собора, его с довоенных времен приспособили сначала под склад, потом под экспозицию Музея истории Ленинграда. Звук настоящего крестного хода записали возле Преображенского собора, который действовал. Звукорежиссер прятала портативный магнитофон под пальто.

Vladimir Bortko

Владимир Бортко

Тема поиска дефицита в сюжете перекочевала в будни съемочной группы. Возможно по сговору с коллегами художник-постановщик картины Владимир Светозаров проявил смекалку. Он был сыном знаменитого режиссера, уроженца Минска Иосифа Хейфица. Знал, как в кино совместить приятное с полезным. Заявил: ни в одном из гастрономов нет такого изобилия колбас и мяса, которые требуются в кадре, чтобы показать истинные возможности торгашей-деляг. Надо ехать на мясокомбинат. Действительно, одну из сцен сняли в цехе, продукты оттуда отправлялись в распределители ЦК КПСС, столовые обкомов. Киношники после съемок ушли домой с большими свертками.

Всеобщая любовь к Андрею Миронову создавала определенные сложности. Городские сцены с ним приходилось снимать рано утром либо поздно вечером, так как собирались сотни поклонников. С Бортко у актера то и дело возникали трения. За последние годы Андрей Александрович привык самостоятельно выстраивать мизансцены в кино, не терпел замечаний. А Бортко, по долгу профессии, позволял их себе. Между ними случались словесные пикировки. Однажды актер чуть не покинул проект. Во время съемки сцены, где он на овощном складе по шею засыпан в контейнере луком, между Бортко и оператором-постановщиком возник долгий спор. Миронов терпел почти час, сидя в луковой яме. В какой-то момент не выдержал и выдвинул ультиматум: или съемку немедленно продолжат, или он откажется продолжать работу над фильмом. В итоге оператора заменили.

Памятный зеленый «Крайслер Нью Йоркер» 1973 года, на котором ездил «Крокодил» Гена, был собран ленинградским умельцеми, всё время ломался. К месту съемок машину доставляли на погрузчике. Актер Сливников получил водительские права по требованию режиссера, но не умел водить. Многие сцены парковки снимали по 10 дублей из-за неумелого «Крокодила».

34efa82fdd9d450c8f853eeafd5aОсознала ошибки

После просмотра фильма в Госкино СССР в 1982-м, по словам режиссера, его назвали антисоветчиком. Сначала вообще не хотели обсуждать прокат ленты. До начала перемен в стране оставалось три года, а на тот момент был махровый застой. 1982-й — его пик. Поскольку Бортко не имел никакого авторитета у чиновников, заступником картины стал Миронов. Создателей поставили перед выбором: или вырезать многие сцены, или кино окажется на полке. Собравшись в номере гостиницы «Москва», Миронов, Бортко, Догилева, Червинский решились на первое. Фильм сократили на 25 минут. Теперь ему не хватало экранного времени для полного метра. Тогда и появились отступления в виде музыкальных интермедий Миронова, где он поясняет поступки героев. Хронометраж восполнили за счет финала. Кино заканчивалось бегством Порываева со свадьбы. В окончательной версии Надя с ним и младенцем зимует на астрофизической станции. Она осознала свои ошибки.

Несмотря на то что цензура 2 года безжалостно уродовала картину, после премьеры 21 июня 1984 года ленту посмотрели 25 млн зрителей. Помнят ее и сегодня.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Более 50 предприятий взаимодействуют с Национальным детским технопарком

Более полусотни предприятий и организаций реального сектора экономики взаимодействуют с Национальным детским технопарком. Об этом рассказал его директор Сергей Сачко в проекте «На контроле Президента» на телеканале «Беларусь 1», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

obrazovanie naczionalnyj detskij tehnopark pozhoga 67 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

По словам руководителя, представители предприятий приезжают в технопарк каждую смену, знакомятся с проектами и ребятами.

— Таким образом мотивированные дети в будущем, я уверен, могут стать сотрудниками этих предприятий, — отметил С. Сачко.

В программе напомнили, что эта уникальная площадка создана по инициативе Президента Беларуси Александра Лукашенко. Он убежден: интеллект нации — самое большое богатство. Поэтому так важно инвестировать в юных гениев, а в детский технопарк попадают талантливые и трудолюбивые ребята. Как отметил его учащийся Антон Полонников, здесь ему особенно нравится возможность создавать собственные проекты и реализовывать свои задумки, показать себя и построить свое будущее.

Ранее С. Сачко сообщил БЕЛТА о значимом достижении во взаимодействии с предприятиями. Оно заключается в том, что они дают задание учащимся, которые, получив его, с педагогами работают над задачами реального сектора экономики, выполняют проекты.

— С января прошлого учебного года, когда мы подписали дорожные карты с профильными министерствами и ведомствами (всего подписано семь дорожных карт), по июнь мы разработали для предприятий более 80 таких проектов, — рассказал директор учреждения образования.

Кроме того, только на публичной защите проектов учащихся ноябрьской образовательной смены в Национальном детском технопарке было представлено 99 исследовательских проектов.

С. Сачко подчеркнул, что молодежь должна оставаться в стране, для этого необходимо создавать условия. И государство создает их через Национальный детский технопарк. Одаренный и мотивированный молодой человек может выбрать свою образовательную траекторию, поступить на программу технопарка и получить здесь определенные знания и навыки. Потом он может поступить в профильный вуз и в дальнейшем рассчитывать на первое рабочее место.

Напомним, в детском технопарке предлагают полтора десятка образовательных направлений. Это авиакосмические технологии, архитектура и дизайн, биотехнологии, виртуальная и дополненная реальность, зеленая химия, информационная безопасность, лазерные, компьютерные технологии, автомобилестроение, робототехника, энергетика будущего и другие.

Милая, отдай сережки. Можно ли вернуть подаренную вещь обратно

«Долгое время встречался с девушкой. Моя мать подарила ей фамильные украшения — золотые кольцо и сережки. Так случилось, что наши отношения разладились, мы расстались. Можно ли теперь забрать подарки? Добровольно отдать драгоценности девушка отказывается», — задается вопросом минчанин Виталий. Корреспонденту агентства «Минск-Новости» ответили в Минском городском суде.

5813

Фото носит иллюстративный характер, freepik.com

— С детского возраста со словом «подарок» ассоциируется нечто, что дают тебе безвозмездно и не могут забрать обратно, — говорит судья судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда Елена Семак. — Это понятие законодательно не определено. Однако из определения договора дарения (п. 1 ст. 543 Гражданского кодекса) следует, что подарок — вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность.

Таким образом, безвозмездная передача вещи одним лицом в собственность другому является договором дарения. Исходя из положений ст. 154 Гражданского кодекса, договор дарения является сделкой. Сделка — это правомерное действие, нацеленное на возникновение гражданско-правовых последствий. Если при дарении соблюдены все необходимые для данной сделки условия, то забрать подарок обратно нельзя.

Договор дарения может быть признан недействительным по общим для любого договора основаниям или по тем, которые предусмотрены специально для него. Недействительной сделка признается по решению суда.

Односторонний отказ от исполнения договора дарителем возможен только при заключении договора дарения, исполнение по которому еще не последовало (ст. 548 Гражданского кодекса).

Отмена дарения дарителем может иметь место в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 549 Гражданского кодекса. Юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию и выяснению судом для возможности применения последствий отмены дарения, является установление факта совершения одаряемым действий, направленных на покушение на жизнь дарителя, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленного причинения дарителю телесных повреждений.

Обстоятельства, изложенные в вопросе Виталия, основаниями к отказу от исполнения договора дарения, его расторжению или признанию недействительным не являются.