Ария под электрогитары и саундтреки из фильмов, или Как Виктор Бабарикин превращает идеи в шоу

Что помогает дирижеру управлять оркестром, востребована ли у публики классическая музыка, и какие цели стоят перед творческим коллективом.

Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал художественный руководитель и главный дирижер Президентского оркестра Республики Беларусь Виктор Бабарикин.

— Виктор, многие артисты сегодня жалуются: мало работы. В оркестре работы хватает?

— Работа есть всегда! Несмотря на летний сезон, у нас идет проект за проектом. Когда готовили шоу «Дым над водой», нас пугали, что билеты в Минске не продаются: мол, кризис. А в итоге — полный зал. Браво и директору Дворца Республики, и директору нашего оркестра. Секрет прост: мы взяли большой зал, сделали цену билета доступной. Такие же демократичные цены были на шоу Vivat Opera Moderne. В эту программу мы вложили массу сил и энергии, но зато ее не стыдно показать и за рубежом. Важно, что все это сделано белорусскими силами. Да и на сегодняшнее шоу распроданы практически все билеты.

— Вам, худруку и дирижеру, приходится выступать и в роли продюсера?

— У нас очень хороший директор, а что касается продюсирования, то оркестр довольно известен и раскручен. При этом мы отвечаем за качество. Тот же лондонский оркестр хорош, не потому что королевский, а потому что здорово играет. Название и звание, конечно, важны, но важнее умение. Ведь публика идет на качественную музыку и культуру исполнения. Поэтому мы репетируем без перерыва. Пусть будет громко сказано, но у нас все — одаренные люди. И все, кстати, проходят специальную проверку, поскольку участвуют в правительственных мероприятиях. Одна из главных задач Президентского оркестра — выступление перед делегациями иностранных государств, на протокольных встречах руководства Беларуси.

— Идеи для проектов лично ваши или это коллективное творчество?

— Идеи рождаются вместе с исполнителями. В рок-программах — это артисты белорусской эстрады, в опере — солисты белорусской оперы. Что касается оркестрантов, то, например, в рок-программе основной упор делаю на общение с гитаристами и аранжировщиками. Задача музыкантов — хорошо сыграть по нотам. Очень люблю инициативу коллектива, но предложения, если честно, поступают нечасто.

— Многие люди живут, не имея представления о том, кто такой Брамс или Штраус. Бетховен для них — это… собака из кино. И, в принципе, они не сильно нуждаются в музыке. А как вы считаете, всем ли нужна классика?

— Для этого мы и делали Vivat Opera Moderne! Вы не представляете, что там творилось. Ария Фигаро под электрогитары и с выездом мотоцикла «Кавасаки» на сцену! Как вам? Несмотря на то что оркестр эстрадно-симфонический, мы подталкиваем публику к классическому искусству. Думаю, у нас это неплохо получается.

— Год назад вы стали заслуженным, а в народе вас стали называть рокером…

— Очень любил играть на гитаре, когда был юн. Но суть в другом: мне повезло, что я подружился с группой «Скорпионс». Однажды она приехала в Минск и по воле случая выступала с нами. Потом уехала в Москву, где давала концерт. Вдруг — звонок, и меня приглашают с ними в тур по России. После этого ко мне стали обращаться продюсеры, которые занимаются рок-группами. Ведь не каждый дирижер может свести звучание симфонического оркестра с такими коллективами.

— Дирижер, говорят, не должен сидеть на месте. Знаю, что и у вас есть интересные проекты на стороне.

— Во-первых, гастроли полезны для развития. Во-вторых, когда приходишь в чужой оркестр, все регалии пропадают. И если вы плохой руководитель, в лицо так и скажут. Нельзя показывать, что ты главный или сильно умный. Нужно быть в хорошем контакте с коллегами, уважать тех, с кем работаешь. Моя задача — не просто махать палочкой, тактировать, а вытянуть из оркестра музыку именно с тем настроением, которое закладывал автор, передать весь цвет и палитру звуков, чтобы мелодия захватила публику.

Что касается сотрудничества, то я дружу с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония». С ними мы давали кавер-концерт песен группы Metallica в Кремле и сделали проект с Алессандро Сафина. Есть еще два проекта, которые готовим для России.

— Для шоу The best soundtrack hits все произведения подбирали лично?

— Подобрано то, что популярно. К тому же все партитуры оригинальные — ноты писались в Голливуде. Успешное исполнение большинства этих произведений, особенно из фильма «Гарри Поттер», — показатель класса оркестра. Накануне мы провели генеральную репетицию, и, признаюсь, я сбросил килограмм веса. Что касается зрителей, уверен: наш концерт им запомнится. Конечно, желательно, чтобы они были подготовленными и помнили фильмы, в которых звучала музыка. Для меня лично «Гладиатор» — одна из любимых кинолент. Когда я дирижирую, в музыку вкладываю часть себя и своего отношения к этой картине.

Дополнительная информация

21 июля вечером во Дворце Республики Президентский оркестр Республики Беларусь представит незабываемую программу The best soundtrack hits, где будут звучать саундтреки из фильмов «Гарри Поттер», «Гладиатор», «Звездные войны», «Пираты Карибского моря», «Индиана Джонс», «Назад в будущее», «Миссия невыполнима» и многих других.

Самое читаемое