«Беларусьфильм» снимает в Минске «Сладкое прощание Веры»
Это второй полнометражный игровой фильм молодого белорусского режиссера Александры Бутор.
Ее дебютная работа – одна из самых ожидаемых за последние несколько лет премьер национальной киностудии «Беларусьфильм» – «Белые росы. Возвращение». Фильм готов. Ждем, когда выйдет в прокат. Массовому кинозрителю имя Александры Бутор пока мало о чем говорит, однако в профессиональных кругах ее знают как режиссера клипов и успешных телепроектов (победитель конкурса «Телевершина-2008» как режиссер мюзикла «Павлинка new»).
Поздний вечер. Улица Жасминовая. Один из самых престижных жилых районов Минска – Большая Слепянка. Киношников видно издалека – микроавтобусы с надписью «Беларусьфільм» выстроились во дворе элитного дома. Группа готовится к съемкам в квартире главной героини Веры. Одинокую красавицу постбальзаковского возраста, в прошлом стюардессу, играет известная литовская актриса Неле Савиченко-Климене. Капитана авиалайнера, который так и не решился ради нее уйти из семьи, – народный артист Литовской ССР Юозас Будрайтис.
Возле подъезда, где снимают квартиру Веры, многолюдно. Подхожу с расспросами к тем, кто знает закадровую сторону фильма. Рассказывают, что искали нежную, женскую квартиру в плане атмосферы, интерьера. И нашли. Так просторно, что ощущение – находишься в доме. Верю на слово. Всех предупреждают, что на площадке остаются только режиссер, оператор и актеры. Сегодня снимают сцены, которые не предполагают лишних глаз.
– Как же нужно солнце! Караулим его, караулим… Видите, пришлось искусственное солнце поставить, – показывает режиссер на осветительный прибор.
Киношники шутят, что солнце – полноправный герой этого фильма. Но это уже другой съемочный день. Парк Победы. Короткий перерыв. Есть время на пару вопросов.
– Пишут, что прототип главной героини – ваша бабушка…
– Перестаньте писать о бабушке (смеется)! Общего между ней и героиней фильма Верой – один-единственный факт. Моя бабушка была одиноким человеком. Задолго до смерти она позаботилась об участке, где ее похоронить, и о памятнике. Это не было связано с желанием поскорее уйти в мир иной. Просто хотела, чтобы все в этом вопросе было надежно. Героиня фильма тоже поступает так. Но эта история не про бабушку, конечно. Она о «всехних» чувствах, переживаниях и эмоциях. О невероятно красивой любви двух людей.
– Вы про героев Неле Савиченко-Климене и Павла Харланчука (играет агента бюро ритуальных услуг, с которым Вера знакомится, когда решает сама «на будущее» организовать собственные похороны. – Прим. авт.)?
– Да. У них души нараспашку, поэтому в этом мире им неудобно. А вместе хорошо. Они одинаково по-хорошему сумасшедшие.
– Участие в фильме народного артиста Литовской ССР Юозаса Будрайтиса было аргументом для Неле Савиченко-Климене согласиться на роль Веры?
– После фильма «Белые росы. Возвращение» мы с Юозасом очень подружились. (Будрайтис сыграл роль Андрея Ходаса. – Прим. авт.). Он мне такую рекламу сделал в Литве, что там, по-моему, уже все знают, что есть такой режиссер Саша (с самоиронией). Я рассказывала о сценарии «Сладкого прощания Веры». Но были проблемы с финансированием. Наконец все разрешилось. А я никак не могла найти главную героиню. Мы разговаривали. И я, чтобы долго не описывать, какая актриса нужна для этой роли, привела пример – как Мерил Стрип. Ее героиня фильма «Мосты округа Мэдисон» по возрасту, по пронзительности актерской игры – это моя Вера. Через секунду Юозас назвал имя Неле. И сказал: «Вы должны с ней поговорить, и все поймете».
Но перерыв окончен. Начинается репетиция одной из самых вкусных сцен фильма.
– Мороженое на площадку! – командует режиссер.
Помощники катят холодильник-тележку с пломбиром.
– Солнце уходит! – торопит оператор Андрей Воскресенский.
Киношники наполняют вафельные рожки разноцветными шариками. Шесть стаканчиков в одни руки.
– Может, четырех хватит? Шесть не удержу, – сомневается Павел Харланчук.
– Удержишь! – подбадривает режиссер.
Вспоминается сказка Шварца: «Вбегает принц, веселый и радостный. …несет поднос, на котором сорок сортов мороженого…»
– Это не просто мороженое. Вера переживает сложный период, ее ничто не радует. И вот она знакомится с человеком, который хочет вернуть ей вкус к жизни, – отвечает режиссер на мой наивный вопрос: «Зачем так много мороженого?»
Внимание к деталям, осмысленность и проработка каждого кадра. Все это было и в дебютном фильме Александры Бутор (пресс-показ фильма состоялся в апреле). Всего этого не хватает современному кино, которое чаще поток, чем эксклюзив.
– Говорить про роль, когда фильм еще не сделан, плохая примета. Наобещаешь всего… Сценарий очень человечный. Есть что играть, есть от чего радоваться и плакать, – осторожна в долгосрочных прогнозах Неле Савиченко-Климене.
Сцены с мороженым сняты. Сбилась со счета, сколько порций пришлось попробовать актерам. Съемочная группа приходит на помощь – каждому по вафельному стаканчику с фисташковым, черничным, шоколадным… Что ж, ждем вкусное кино.
Справочно
На официальном сайте «Беларусьфильма» размещена следующая информация о сюжете фильма «Сладкое прощание Веры».
Красивая стареющая женщина Вера – бывшая стюардесса, всю жизнь прождавшая свою единственную любовь – капитана авиалайнера, который так и не решился ради нее бросить семью, остается без работы, родных, друзей, с мучительными воспоминаниями. Опасаясь внезапной смерти, зная, что о ней никто не сможет позаботиться, Вера решает заранее организовать собственные похороны и приглашает агента из бюро ритуальных услуг. Он оказывается молодым романтичным парнем. Между ними вспыхивает любовь, в которой они не смеют признаться даже себе. Но минуты, проведенные рядом с этим человеком, становятся для главной героини самыми сладкими в жизни.
Авторы сценария: Александра Бутор, Юлия Гирель. Режиссер-постановщик Александра Бутор. Оператор-постановщик Андрей Воскресенский. В ролях: Неле Савиченко-Климене, Юозас Будрайтис, Павел Харланчук, Анна Полупанова, Татьяна Бовкалова, Елена Сидорова и другие.
Фото Евгении Налецкой