Благодаря «Лістападу» минские киногурманы увидят фильмы и Венецианского фестиваля

О том, что отличает Венецианский кинофорум от других и какие фестивальные ленты увидят зрители «Лістапада», рассказала директор столичного кинотеатра «Победа» и гость фестиваля в Венеции Светлана Савчик.

Дань искусству

– Говоря об отличительной особенности Венецианского кинофестиваля по сравнению с топовыми европейскими форумами кино, проводимыми в Каннах и Берлине, прежде всего стоит помнить о том, что фестиваль в Венеции в этой троице старший. Он был организован по инициативе Бенито Муссолини еще в 1932 году, – рассказывает Светлана Савчик. – Тот же Берлинале проходит в феврале и, можно сказать, открывает ежегодный парад кинофестивалей класса «А». Это настоящая кузница кадров, которая дает направление в развитии киноиндустрии не только в Германии, но и во всей Европе. Место, где встречаются профессионалы, объединяют свои усилия, чтобы снимать новые фильмы. Каннский кинофестиваль считается более престижным. Во многом благодаря кинорынку. Форум в Каннах – это май, солнце, море, яхты. Отличное время и место для большой кинематографической тусовки, ярмарки тщеславия и гламура.

Конечно, тусовки организуются не просто так, а с целью продвижения картин (как правило, голливудских) на европейские экраны. В Венеции же кинорынка как такового нет. Буквально в те же дни большая ярмарка кино проходит в Торонто. На Венецианский кинофорум голливудские звезды и акулы кинобизнеса из Европы и Азии приезжают на открытие, затем отправляются в Канаду, а праздник кино на острове Лидо идет своим чередом. По сути, фестиваль в Венеции – это дань киноискусству в чистом виде. И в этом нет ничего удивительного. В Италии сильные кинематографические традиции. Столько режиссеров с мировым именем не дала кинематографу ни одна другая европейская страна.

Лоренцо Вигас с "Золотым львом"
Лоренцо Вигас с «Золотым львом»

Неожиданность издалека

Но, как оказалось, даже Венецианский кинофестиваль не обходится без реверансов в сторону тех или иных тенденций. Когда в своем желании отметить некие спорные вещи (или в боязни обойти их стороной) члены жюри приносят в жертву соревновательный принцип кинофорума. Речь об обладателе «Золотого льва» 72-го Венецианского кинофестиваля венесуэльском режиссере Лоренцо Вигасе и его фильме «Извне» (еще один вариант перевода – «Издалека»). В основе кинокартины – история противоречивых взаимоотношений между 50-летним Альфредо и беспризорными подростками. Альфредо платит парням за, так скажем, раскрепощенное общение, исключающее, впрочем, интимную близость. Продолжается это до тех пор, пока ему не встречается грубоватый парень, привязывающийся к молчаливому незнакомцу. Короткий фильм о любви становится историей об убийстве и предательстве.

– Отборщики Венецианского кинофестиваля ежегодно отсматривают около 3 тысяч фильмов, создавая при этом исключительную по художественным качествам и охвату тенденций современного кино конкурсную программу. И когда собирается международное жюри и решает, кому же достанутся главные призы, они оказываются перед тяжелым личным выбором и, как следствие, компромиссом. Но почему кино сегодня оценивают через призму политкорректности – загадка. Выбор обладателя «Золотого льва» стал настоящим шоком для всех. Лента «Извне» никем не рассматривалась в качестве претендента на победу. Главным фаворитом до последнего дня считалась картина российского режиссера Александра Сокурова «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией». Причем не только у критиков, но и у зрителей. В итоге эта работа не получила ни одной существенной награды.

Венеция – рядом

К счастью, не только жителям и гостям замечательного итальянского города доступны маленькие и большие фестивальные радости. Благодаря международному кинофестивалю «Лістапад» минчане могут приобщиться к большому искусству. Вкуснейшим изюмом для ценителей творчества Александра Сокурова станет показ его «Франкофонии» в рамках программы «Мастер-класс». В новой художественно-документальной и историко-философской работе Сокуров рассказывает о спасении сокровищ Лувра в годы Второй мировой войны, когда Париж был оккупирован немецкими войсками.

МК_3.11_КУЛЬТУРА_Венеция+Листапад_Иванюшко 3Франкофония - Copy copy
Кадр из фильма «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией»

– «Франкофония» – то кино, которое нужно обязательно показывать. В кинотеатрах, в школах, по телевизору. Это повествование о том, что сегодня объединяет все человечество. О памятниках искусства, культурных ценностях, которые накапливались веками и которые во что бы то ни стало нужно сохранить. Посмотрите, что сейчас происходит в Пальмире? Из-за чужого безумия разрушаются ценнейшие памятники древнего зодчества, уничтожаются бесследно. И это ужасная, невосполнимая потеря.

Еще одна «венецианская» работа украсит конкурс неигрового кино «Лістапада». Это документальная лента Сергея Лозницы «Событие». Режиссер известен белорусской публике в том числе и как автор двух художественных фильмов: «Счастье мое» и «В тумане». Причем оба раза картинам Лозницы присуждали главный приз минского кинофорума – «Золото «Лістапада».

– Лента рассказывает о неудавшейся попытке путча в августе 1991 года. Причем действие разворачивается не в Москве, а в Ленинграде. В фильме зрители впервые увидят молодого Владимира Путина как участника тех событий. Нынешний президент России появляется в нескольких кадрах кинохроники рядом с Анатолием Собчаком, тогдашним мэром Ленинграда. Фильм удивителен именно как документ. Из километров пленки отобрать материал на полнометражный фильм, чтобы это еще было интересно, выстроить внутреннюю драматургию – это далеко не каждому автору под силу. Но у Лозницы получилось.

Минский кинопрокат порадует зрителей и лентами арт-мейнстрима. Например, фильм «Девушка из Дании» Тома Хупера – участника основного конкурса Венецианского кинофестиваля – 2015. Минчане смогут увидеть кинокартину на больших экранах в конце января. Режиссер прославился после того, как в 2010 году снял оскароносную картину «Король говорит!» и получил за нее заветную статуэтку как лучший режиссер.

– Тема фильма, конечно, необычна. Это история о датском художнике Эйнаре Вегенере – первом человеке, который сделал операцию по смене пола. Главную роль в картине исполнил обладатель премии «Оскар» Эдди Редмэйн. Прошлым ярким образом актера был известный физик Стивен Хокинг, которого Редмэйн сыграл в ленте «Вселенная Стивена Хокинга». И тут – очередное удивительное перевоплощение. Работа получилась очень атмосферная, как настоящее произведение искусства, которое приятно разглядывать с разных сторон. Такое кино постепенно приближает нас к пониманию безусловности права каждого человека на свою толику счастья.

Наверняка минские зрители смогут оценить и новую ленту с участием восходящей голливудской звезды Дакоты Джонсон, которую многие запомнили по роли в фильме «50 оттенков серого». Несмотря на далеко не самые восторженные отзывы о картине, зрителям Дакота полюбилась. По словам Светланы Савчик, в Венеции ее встречали едва ли не так же воодушевленно, как Джонни Деппа. Вдвоем они представляли ленту «Черная месса», которая уже идет в минском прокате. Однако у сверхновой звезды Голливуда была в Венеции еще одна громкая премьера.

– Картина «Больший всплеск» итальянского режиссера Луки Гуаданьино снята на сюжет легендарного французского «Бассейна» (1969 год) с Роми Шнайдер и Аленом Делоном. Четверо персонажей вовлечены в дремлющий (оттого и опасный) психологический конфликт. Разнообразные человеческие страсти тлеют в четырехугольнике, разыгранном потрясающим актерским составом, в который помимо Дакоты Джонсон вошли Тильда Суинтон, Рэйф Файнс, Маттиас Шонартс.

Прокат этой картины в Минске не за горами. Думаю, зрителям фильм будет интересен и как ремейк «Бассейна», и как новое полифоничное кино от современного итальянского мастера. Головокружительные виды итальянских островов, захватывающий сюжет, атмосферный саундтрек и, конечно, восхитительная игра актеров, передающая с тончайшими нюансами тысячи оттенков человеческих взаимоотношений.

Самое читаемое