Есть мнение. Об учебных программах, детях, учителях…

06 Фев 2014 13:56

Автор:

Блог автора

Молоденькая кассир гипермаркета, принимая от меня платежную карточку, спросила тихонько, чтобы не позорить принародно: «Вы ПИН-код набирать умеете?» Я так же доверительно ответила: «Неграмотные бабушки остались в сказках. Теперь среди нас и академика встретить можно».

Я, правда, не академик, но, сдав за свою жизнь сотни две экзаменов и зачетов, вооруженная аттестатами, дипломами, свидетельствами различных учебных заведений и курсов, смею надеяться, что учиться умею. И даже учить других. Поэтому, ежедневно слушая причитания своих молодых коллег – родителей школьников и зная, что сами они никогда не решатся вынести проблемы на суд общественности из опасения усложнить школьную жизнь детей, сделать это решилась я. Тем более что жизнь (в лице внучки-школьницы) подтверждает казалось бы самые немыслимые факты.

Их я делю на несколько категорий.

Итак…

Совершенно непродуманные учебные программы. Сплошной микс. Отрывки, кусочки разных дисциплин. Математика, алгебра, геометрия, тригонометрия, астрономия смешаны в одну кашу, которая размазана по учебникам разных возрастных групп. И получается, что пятиклассник, чтобы решить задачу, должен извлечь корень кубический, очередь для изучения которого придет через год. Ученик обязан на слух воспринять и перевести иностранный текст, лексический состав которого станет ему известен только через несколько уроков. Ученик младших классов сам определяет для себя произведения современной белорусской литературы. А потом слышит, что Владимир Короткевич – не его современник, что здравствующий редактор «Вясёлкі» Владимир Липский также в разряде доисторических мастодонтов. Выходит, если современность определяется по возрасту, то в разряд «бывших» можно, не задумываясь, записывать весь цвет и гордость белорусской литературы?

Допустим, при составлении программ пироги пек сапожник. Но ведь их преподносит учитель, который должен углядеть несуразицу и выстроить материал согласно логике и здравому смыслу.

Однако…

Три года иностранный язык дети только слушают, не имея возможности даже записать слова, ибо им еще не знаком алфавит. На четвертый устная речь получает отставку и начинаются диктанты. С невыученными неизвестными буквами и дифтонгами, неумением читать и отсутствием всякого понятия о сложной транскрипции. И если по русскому или белорусскому языку домашнее задание состоит из одного упражнения в 60–70 слов, то в ежедневных заданиях по английскому те же 60 слов надо прочесть, записать, перевести, изложить в транскрипции, вставить недостающие слова в плотный текст на 4–5 страницах, написать изложение материала и заучить его пересказ. И так ежедневно. Английские экзерсисы тянутся до полуночи. На все остальные предметы не хватает времени. А потом мы удивляемся, что дюжина молодых людей с высшим образованием на телевизионной игре не знают автора «Полесских робинзонов». Не говоря уже об оставленных спортивных секциях, художественных школах, играх на воздухе и гомерическом хохоте родителей в ответ на требование укладывать детишек не позже девяти часов вечера.

У нас в послевоенной сельской школе немецкий язык преподавали не специалисты. И их, и наше произношение было ужасным. Но через шесть десятилетий спросите меня: «Вер ист хойте орднер?» – и я спросонья, в бреду и беспамятстве отвечу: «Ихь бин хойте орднерин». Потому что наши неграмотные в немецком учителя считали своим долгом худо-бедно, а разговаривать на уроке по-немецки. Теперь, задавая детям десятки страниц текста, учитель чаще всего не удосужится даже прочитать их ученикам, чтобы те могли услышать мелодию языка, усвоить его интонацию. Практически школьников по многим предметам перевели на заочную форму обучения, рекомендуя слушать диски, нанять репетитора. Кстати, я долго не могла понять, как не стыдно учителю рекомендовать репетитора. Это что, расписаться в собственном бессилии, неспособности преподнести предмет, профнепригодности, наконец? Когда мои знакомые в который раз отвергли рекомендованного учителем репетитора, сославшись на то, что их родственница преподает в другой школе ту же дисциплину и в сложных случаях они обращаются к ней, педагог на два балла снизила оценку «за помощь тетки». Выходит, репетитор от учителя – это правильно, так как прикармливается свой человечек, а посторонний – это плохо, не положено.

– Ты не права, – выслушав мои соображения, сказала старая опытная учительница, ушедшая на пенсию еще до того, как сферу образования заполонили новые программы. – Учителя не виноваты. Им предложены очень сложная методика преподавания, бестолковые программы, большие объемы. Отсюда и происходит «заочная» форма. Ко мне родители идут и слезно просят помочь их детям в изучении русской и белорусской словесности. Говорят, что у меня легкая рука, способная за полгода вытащить ученика из бездны безграмотности. Но дело же не в руке, а в старых проверенных методиках преподавания, которые понятны ребенку. Это миф – о детях индиго, прежними остаются их способности, психика, способ восприятия.

Тогда почему молчат педагоги? Или, как и родители, бояться протестовать? Легче приспособиться? Или у них наступает эмоциональное выгорание, при котором любовь к профессии уступает место мелкому садизму?

И еще…

Детскую психику усиленно ломают. И одно из главных орудий ломки – формализм. Да, одинаковая форма одежды не обязательна, но на смену ей пришли другие нелепые требования.

Блестяще справившись с задачей, навзрыд плачет третьеклассница, причитая: «Лучше бы я неправильно решила, потеряла бы только балл, а так целых два…» Оказывается, отличница невзначай отступила на лишнюю клеточку перед словами «Контрольная работа». За это снимают два балла.

Учитель крест-накрест, не читая, перечеркивает работу по языку, венчая ее двойкой: ученик по ошибке записал работу в тетрадь не того цвета.

Старшеклассница в десять часов вечера вспоминает, что к завтрашнему уроку физики необходимо купить калькулятор, и просит отца сходить в ближайший гипермаркет, благо тот работает до 23.00. На предложение родителей воспользоваться встроенным в телефоне отвечает, что учитель запретил пользоваться калькулятором в мобильном. Только отдельный аппарат: мол, иначе дети будут не считать, а играть в телефоне. А формулы и расчеты сложные, без счетной машинки правильного ответа до конца урока не получишь – и прощай хорошая оценка… Пришлось папе натягивать куртку и шагать в зимнюю ночь.

Преподаватель труда, дав распоряжение принести шкатулки для ниток и иголок только определенного образца, тратит целый час на проверку внешних данных этих рабочих коробок…

Ребенок, занимающийся в специальной медицинской группе, обязан присутствовать еще и на общих уроках физкультуры, то есть стоять на улице рядом с лыжней, наблюдать, завидовать, простужаться. Так вопреки здравому смыслу предписывают инструкции.

И так далее до бесконечности…

А я вспоминаю нас, босоногих послевоенных сельских школьников, с полотняными торбочками для учебников, с кусочком свеклы вместо цветного карандаша, контрольные на оберточной бумаге. И великое уважение к нам учителей. Они воспитывали личность, оберегали индивидуальность, считали нас свободными мыслящими людьми. И оценивали знания, а не цвет тетрадной обложки.

В материале приведены конкретные случаи. Не называю школ, но их адреса есть в редакции. Прошу читателей отозваться. Инкогнито сохраним, чтобы не навредить вашим детям. Email: vm@mk.by (с пометкой «Для Авринской»).

Комментарии к статье
Добавить комментарий

realist

сейчас детей в школе учат аккурат мои сверстники, которые в самом расцвете сил, работают лет по 8-10-12, не больше. и среди одноклассников, знакомых есть педагоги. если сопоставить то время, когда каждый из нас выбирал профессию, те слова и мысли, которые бродили в наших головах тогда и чем многие руководствовались, «определяясь в жизни», с тем, что происходит сегодня в образовании с кадрами, то все сложится, как пазл. только эта вот распространенная шутка чего стОит: «нет дороги — иди в педагоги». ох как модно было так шутить в конце 90-х. и шли в педагоги все кому не лень и кому действительно не было дороги. потому что и без экзаменов брали, и проходной балл был такой, что достаточно было на тройки сдать два экзамена.. в общем, что говорить? результат вон — описан выше. одно могу сказать: спасибо автору за попытку расшевелить муровейник. пусть бы и правда откликнулись родители, если есть подобные проблемы

Сергей

Только вопрос: причем тут учителя, если они лишь послее звено в цепи? Больше на маразм какой-то похоже. Трясти надо Министерство Образования, а не учителей. Хотя, вряд ли это что-то даст. Ведь МО только и надо, чтобы из школ выходили НЕ личности, а замби-копирки. Ведь так легче, сами понимаете что…

brazgotka

«Тогда почему молчат педагоги? Или, как и родители, бояться протестовать? Легче приспособиться? Или у них наступает эмоциональное выгорание, при котором любовь к профессии уступает место мелкому садизму?»
Золотые слова, Елена! Согласно на все 100! Ведь педагоги действительно только руками разводят — мол, такая программа. А мне всегда хочется спросить: какая ваша главная задача, пардон, — детей научить или все пункты предписанной инструкции выполнить (четыре клеточки отступить, не так сократить слово в задании по математике и т.д.)? Детей научить нужно в первую очередь, а уж каким образом — это ваши проблемы, уважаемые педагоги. Если не получается включить мозги и уразуметь, как выстраивать учебный процесс, то никакие программы вам не помогут. А детей реально жалко. 🙁

Тита

«Золотые слова, Елена! Согласно на все 100! Ведь педагоги действительно только руками разводят — мол, такая программа. А мне всегда хочется спросить: какая ваша главная задача, пардон, — детей научить или все пункты предписанной инструкции выполнить (четыре клеточки отступить, не так сократить слово в задании по математике и т.д.)? »

Не совсем понятно. Скажем, вы работаете водителем автобуса, в день выполняете 10 рейсов. И тут вам начальство говорит, что с N-ого дня вы делаете не 10 рейсов, а 2, а остальное время моете свой автобус, накачиваете в нем колеса, крутите гайки, заполняете путевые листы, пишите отчеты начальству. Если не согласны, то увольняйтесь. Таки что, мне интересно, вы все равно будете продолжать делать свои 10 рейсов, несмотря на то, что начальство вам приказало делать 2??? Я уверена на 100%, что вы будете думать в первую очередь о своей зарплате, сохранении премий и т.д., а о ожидающих на остановке пассажирах придется позабыть. Или нет, будете крутить 10 рейсов?)))) А указывать как и что делать тем, кто сидит на соседней колокольне, на мой взгляд, не правильно и не этично. Ведь у вас же своя колокольня есть. А если все же и хочется высказать свое мнение, то адресовать его стоит не пешкам системы, так вы просто потешите свое самолюбие, не более….
Другой вопрос, я не могу понять, почему сами учителя все это терпят…

chupacabra9920

Почему терпят? Потому что начинают получать удовольствие, отыгрываясь на детях, на тех, кто по определению не может возразить. Есть такое понятие «профессиональная деформация личности» — весьма распространенное в школах явление, однако!!!

Гость

Все всё понимают, недовольны одним и тем же. Но воз и ныне там. Это система, ломать которую не выгодно. Поэтому и появляются нововведения, отвлекающие от главного. А вы пробовали не считать эти поганые клеточки? Попробуйте и дождитесь проверки: завуча, отдела образования. Отчитают как школьницу. На вопрос «жизнь прекратилась из-за лишней клеточки?» разводят руками — инструкция и всё тут. Ещё раз повторюсь: система. Попробуйте изменить программу в пределах своего предмета! Мне вас жаль уже заочно и заранее. И не надо валить на учителей. Думающий учитель спит и видит, как сбежать со школы. Молодые специалисты отрабатывают 2 года и уходят. И хорошо, что уходят. Горе-специалисты, которые способны разрушить последнее. И пока повышение авторитета учителя не станет проблемой государства, так и будет. Но правду говорят: такое ощущение, что в правительстве сидят злобные двоечники, которые обижены на всех учителей сразу.

chupacabra9920

Злобные двоечник, по -моему, сидят именно в школах. И программы меняют как хотят. Мой ребенок учится в гимназии, для изучения иностранного класс поделен на три группы, в которых не совпадают ни домашние задания, ни учебники! Просто соревнование: кто кого догонит и перегонит. Если учитель заболел, и дети пошли на урок в другую группу, с ними никто не занимается — они просто сидят на уроке пассажирами, а через две недели начинаются «догонялки»! Я тоже училась в спецшколе. Но у нас были одинаковые учебники, одинаковая «домашка», учителя других групп при необходимости занимались со всеми. И домашнее задание было абсолютно реальным. Но сегодня, спустя четверть века после окончания школы, не изучая дополнительно иностранный ни на каких курсах, я могу свободно общаться с иностранцами, и даже по произношению определять, из какой страны они приехали.

Анастасия

Оk, а кто сейчас становится учителем? Тупо те, кто никуда не поступил, те, кому просто нужна вышка (или подобие приличной работы), те, кому в принципе плевать на какие-либо знания. У кого в школе по предмету 2-5 было. Чему, как вы думаете, они могут научить?

margo-margo

то же самое можно сказать про медиков-инженеров и т.д. суть не в том как поступали. суть в том чему они учат детей. или не учат. тема ведь об загруженности. а кто составляет программы? не сами ведь учителя, это однозначно.

Елена

многое хочется сказать в отзыве к статье. в своё время и я работала в этой системе, знакома не понаслышке. родители, приходя на собрание- а это люди с высшим образованием и может не одним — не могли понять того, что делают младшеклассники. представьте, что с родителями творится после? ломать систему? никто не будет. но… почему учителю безразлично, что от него — после его уроков — дети уходят в слезах? что в результате у детей возникает нежелание знать и слышать — и учить — этот предмет. так же поразительно пренебрежение к нормам заданий — а ведь они разработаны Министерством, и не одним. есть нормативы, но учитель чхать хотел на это с высокой колокольни. что же с ним тогда такое? где человечность, любовь к преподаванию, к детям в конце концов? или это уже не надобно?? вывод прост и напрашивается сам по себе — не умеешь работать — уходи туда, где сможешь. а так — не надо !!! это ведь всё отражается на наших с вами детях.

Olja

Не стоит обобщать. Действительно, все сложно: и профаны есть в профессии, и профессионалы. и есть учителя-одиночки, а есть те, которые не выдержав напора системы просто уходят, причем желая кардинально все поменять. Рыба гниет с головы, некому жаловаться,сломана система образования,а лучшего никто не предлагает, да и старое не вернуть. Больно и грустно. Вкладывайте в своих детей все сами. весь максимум знаний, этики, эстетики,культуры.

Инна

Olja,как я понимаю-это не обобщение. Это — крик души. Вы не прочли, что у автора есть внучка? Видимо,нет. А я прочла. Факты взяты из реальной жизни. И очень интересно ваше мнение «Вкладывайте в своих детей все сами. весь максимум знаний, этики, эстетики,культуры.» Ни в коем разе мама-папа-бабущка-дедушка не вложат максимум того,что предусмотрено программой школы. Для этого школы и существуют. И есть такая профессия-учитель. От слова «учить» а не «Мучить». Если следовать вашим словам,то скоро нужно будет школы все закрыть и учить детей частным порядком.

Мария

Прочитала статью. С чем-то согласна. Но как всегда виноватым остается кто? Правильно: учитель. Мы уже к этому привыкли и не реагируем. То что нас задушили никому не нужными отчетами, бумагами, обобщением опыта никого не интересует. А за клеточки в контрольной работе отметка не снижается. Не положено снижать.

chupacabra9920

Еще как снижается! За нарушение «орфографического режима».

Юлия

Согласна и с автором и с оппонентами. От себя хотелось бы добавить: работала во многих элитных школах, формализма много, но на грани разумного, и компромиссы находились, и учителя иностранного языка в группах придерживались единого планирования, уходя вперед по материалу не более чем на 1-2 урока. Все упоминают программу и море ненужных бумаг. Вот это главное! А молодые учителя, без опыта работы, не смогут менять по своему усмотрению программу, ведь для этого надо пройти ее хотя бы два раза. Но ведь им тоже надо учиться и набираться опыта, а родители в своем «праведном» гневе готовы их «съесть». Сейчас детей защищают от учителей, а где у учителей правовая защита от хамства детей (порой просто малолетних ублюдков) и от их родителей? И очень многие директора школ не встанут на защиту учителя, потому что родитель является спонсором школы. И наше государство своим отношением к учителю поддерживает к нему такое отношение.