Скульптор Евгений Колчев: «Сложнее всего фотографировать женщин, они вечно в сомнениях»

12 Фев 2014 17:30

Автор:

Блог автора

На что приходится идти ради Сократа и почему фотография – это обман, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости» в беседе с белорусским скульптором Евгением Колчевым.

Серия характерных фотопортретов Евгения Колчева в музее З.И. Азгура – итог встреч и разговоров с друзьями и знакомыми. Самым старшим ваятелям под 90 лет, самым молодым – немногим за 30. Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура выхватил свой материал из потока сообщений в Facebook и предложил Евгению Алексеевичу сделать выставку «Скульпторы глазами скульптора».

– Вокруг так много интересных лиц. Хочется их зафиксировать. За годы накопились снимки. Вот и начал выкладывать их на своей странице в Facebook, хотелось поделиться с другими. Музейщики увидели и предложили сделать тематическую выставку. Сами распечатали файлы, сами развесили фотографии, а потом еще и на открытие пригласили. Идеальная ситуация для художника. (Улыбается.)

– Привлекают лица или все-таки личности?

– И то, и другое. Фотография — это визуальный обман. Можно сделать случайный кадр, на котором прохожий будет выглядеть, как философ, хотя в жизни он простак простаком. Читал статью известного фотографа, где он рассказал историю одного мужского портрета. Выражение лица такое, будто человек переживает трагедию. На самом же деле оказалось, он просто поперхнулся и закашлял. И в этот момент его сфотографировали.

(Разговор прерывает телефонный звонок. Евгений Алексеевич спешно отвечает на пару вопросов о выборе фототехники, просит перезвонить.)

– Не раздражает, что так много дилетантов снимают зеркальными камерами? Захламляют фотомусором социальные сети, Интернет.

– Наличие классной камеры еще не делает классным фотографом. Старая истина. Знаю любителей техники, которые складывают ее в кофр, а снять ничего толкового не могут. Это как коллекционирование, когда важен сам факт обладания.

Я и на телефон снимаю, когда утром с собакой гуляю. То пейзаж красивый хочется зафиксировать, то просто движения Сократика. Часто его леплю, поэтому накапливаю фотоматериал.

– Понятно, кто у вас в семье главный. С такой-то кличкой – Сократ.

— Да, вокруг него вся семья крутится: жена, дочка, я. Порода уиппет — малая английская борзая. Шести утра еще нет, а я уже веду его гулять. В таком экстремальном режиме живу 7 лет. (С иронией.)

– На ваш взгляд, почему среди фотографов так много тех, кто получил образование совсем по другим специальностям?

– Мне тоже периодически говорят с непониманием: «Ты же скульптор, а фотовыставки начал делать…» Не вижу в этом противоречия. Когда есть художественное образование, искусство фотографии освоить легче. Уже знаешь законы композиции. Тут можно провести параллель с изучением иностранных языков. Славянские освоить куда проще, чем другие. Я, например, польский самостоятельно изучил. По линии мамы есть предки из Польши, и в 16 лет у меня возникло непреодолимое желание выучить этот язык. Тогда старший брат, двоюродный, приносил посмотреть один сатирический журнал — едкий, острый. Там шаржи печатали, эротические даже. Было интересно понять, о чем там написано. Изучение языка начал с того, что купил в книжном любимый роман «Человек-амфибия» в переводе на польский и прочел со словарем. В юности ум пластичный. Лексический запас накопился. И хотя языковой практики не хватает, понимаю прекрасно.

Среди моих друзей, профессиональных фотографов, есть и физики, и филологи. Их объединяет внутренняя тяга к прекрасному. А когда вокруг красоты не хватает, хочется ее рассмотреть и зафиксировать.

– Смотрю на вашу камеру – любуюсь!

– Цена одной моей станковой скульптуры. Жена – золото. Думал сэкономить для семьи, не все деньги от продажи работы потратить. Она убедила купить ту камеру, которую давно хотел. Понимает мое увлечение. Фотография дохода не приносит. Снимаю без всякой цели. Процесс увлекает – вокруг столько красивых людей. Да все красивые! Просто сам человек часто не осознает этого. Особенно трудно женщин фотографировать, они вечно в сомнениях. Начинаются эти «Ой, не надо. Я плохо выгляжу». Племянница – фотомодель, вот с ней легко работать. Органично чувствует себя перед камерой.

– Коллеги-скульпторы легко соглашались на фотосессию?

– Лучше всего, когда человек занят рассуждениями и не отвлекается на камеру. Не все были готовы пускать в мастерскую во время работы. Но я и не настаивал. У меня же нет такой обязаловки – должен сфотографировать!

Очень удачно сходил на съезд Белорусского союза художников, сделал несколько интересных портретов. Некоторые лица с годами стали одухотвореннее. Человек что-то важное в себе понял, что-то переосмыслил. Другие, наоборот, в студенческие годы были красивы, а теперь – одно сожаление. Наверное, кто-то, глядя на меня, тоже думает с тоской: «Эх, такой был парень, с чубчиком».

Справка

Евгений Колчев – скульптор, преподает в Минском государственном художественном колледже им. А.К. Глебова. Работал реставратором в Польше и Германии. Для Минска создал «Икара», что в фойе кинотеатра «Победа», скульптуру «Почтальон» у кинотеатра «Октябрь» (в соавторстве с Владимиром Жбановым) и  «Гусей», что на фонтане у Комаровского рынка  (в соавторстве с Владимиром Жбановым и Александром Тухто). Работает в жанре станковой скульптуры и анималистики.

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Сорокин Алексей

Спасибо За статью и интерес к творческим людям. Я сам скульптор, но не со всеми коллегами есть возможность поговорить «по душам». Вот и узнаешь человека лучше. Что говорить о тех людях, которые совсем далеки от искусства. Может удастся, понемногу, приобщить народ к пониманию творческой профессии.