Узнай себя на… старинном портрете

13 Фев 2014 11:45

Автор:

Блог автора

«Свидетели времени. Портрет в русской живописи и графике XVIII–XX веков» – выставка под таким названием проходит в Национальном художественном музее (НХМ) Беларуси. 

Все 87 представленных здесь работ – собственность музея. Из запасников «вышли в люди» императоры, князья, графини, разночинцы, богема… Облик и внутренний мир этих людей сохранились благодаря искусству прославленных живописцев Федора Рокотова, Ильи Репина, Ивана Крамского, Василия Тропинина, Ивана Хруцкого, Сергея Зарянко, Константина Коровина…

№ 2

Составить компанию корреспондентам агентства «Минск-Новости» и стать проводником-гидом по миру «живых теней прошлого» любезно согласился заведующий отделом русского и зарубежного искусства НХМ Алексей Хоряк.

№ 3

– Алексей Петрович, почему ни на одной из картин мы не видим человека в профиль? Только анфас и в три четверти…

– Портреты в профиль – примета искусства Ренессанса, а у нас здесь более поздняя эпоха. В свое время, на рубеже XV–XVI веков, создание портрета анфас было для светской живописи открытием. До этого анфас изображали только святых, а людей – исключительно в профиль и в три четверти. Совершив такую революцию, художники уже не оглядывались в прошлое. Профиль в живописи XVIII–XX веков очень редок.

№ 4

Выставка занимает три зала, расположенных анфиладой. Идея выставки состоит в том, чтобы посетитель не только увидел этапы развития портретного жанра на протяжении трех столетий, но и смог осмыслить увиденное.

Скажем, один из залов заполнен «не портретами». Это жанровая живопись, где художники ставят своей целью некие иные задачи, нежели изображение человека.

№ 5

– Алексей Петрович, а как все-таки отличить «портрет» от «не портрета», если и тут и там изображен человек?

– В случае «не портрета» художнику совершенно все равно, кого конкретно он пишет. Зато ему важно показать тип, характер, создать обобщенный образ. Примером могут служить картины Абрама Архипова, среди них – «Улыбающаяся девушка» (1876).

№ 6

Жемчужина зала «не портретов» – «Украинка у плетня» (1876) кисти Ильи Репина. Искусствоведы знают, что живописец писал ее с племянницы художника Николая Ге, но посетителям картина интересна не тем, что на ней чья-то племянница, а тем, как создан полновесный образ украинской девушки.

№ 7

Я хочу также обратить ваше внимание на полотно Федора Бронникова «Тебе Бог подаст…» (1859 год). Это пример такого редкого, но всегда притягательного поджанра, как «автопортрет в картине».

№ 8

Мы видим опоэтизированный социальный сюжет из жизни Италии XIX века и среди героев этого полотна – самого Федора Бронникова.

– Алексей Петрович, давайте подойдем к самому раннему портрету на этой выставке.

– Тогда нам – в первый зал, мы его еще называем «зал с клавесином». Картина кисти неизвестного художника «Молодая крестьянка в головном уборе Олонецкой губернии» датирована 1740 годом, несомненно, выдающееся полотно.

№ 9

В первой половине XVIII века русское искусство добилось существенных результатов в светской живописи, его признали в Европе. Не только классицизм с его строгостью и соразмерностью, с высокой оценкой гражданского долга, общественной значимости конкретного человека определял облик искусства данного периода, но и такие полотна, как это. Развивался романтизм с его верой в человеческий гений, сентиментализм с его трепетным отношением к человеку как таковому вне связи с социальным статусом.

№ 10

– Проводились ли в период подготовки к выставке реставрационные работы?

– Конечно. Вот два портрета Федора Рокотова, которые датируются 1770-ми годами. Наши реставраторы постарались. Благодаря им мы можем оценить масштаб такого крупного портретиста, как Рокотов, с его неповторимым почерком, умением передать не только портретные черты, но и атмосферу, представить образ человека, неотделимый от окружающего его мира.

№ 11

– Мы увидели самый ранний портрет на выставке. А какой самый поздний?

– Перейдем в третий зал. Перед вами портрет М.К. Аникушина, который Виктор Орешников создал в 1962 году.

№ 12

Здесь нет такого тонкого лессировочного письма, какое мы видели в двух других залах, художественный язык иной. Смена языка продиктована сменой эпох. Исчезли соразмерность, стабильность, умиротворенность, которые были присущи XIX веку. ХХ век привнес свободную экспрессию во все, в том числе в портретный жанр.

№ 13

– В завершение скажу, что коллекция русской живописи в Национальном художественном музее Беларуси формировалась в основном во второй половине ХХ века благодаря усилиям легендарного директора музея Елены Васильевны Аладовой, – завершил наше общение Алексей Хоряк.

№ 14

23 февраля – последний день работы выставки «Свидетели времени. Портрет в русской живописи и графике XVIII–XX веков». Еще есть время совершить не виртуальную – реальную экскурсию, поговорить с портретами, узнать себя в одном из них, восхититься замечательной живописью, поразмышлять над яркими, выразительными образами и одновременно – над историей…

Фото Тамары Хамицевич

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Peryn

ну и …. хоряк!

camilla

Прекрасная выставка прекрасный комментарий спасибо,музей!!!