Чем в транспортно-логистических центрах занимаются сотрудники таможни?

26 Фев 2014 12:13

Автор:

Блог автора

Зачем нужны транспортно-логистические центры (ТЛЦ) и чем там занимаются сотрудники таможни, узнал корреспондент агентства «Минск-Новости», побывав по приглашению начальника Минской региональной таможни (МРТ) Юрия Сенько в одном из таких центров, расположенном в паре километров от столицы. 

Уют и безопасность

Здания, сооружения и оборудование новехонького объекта впечатляют даже непрофессионала. Для водителей – гостиница на 40 мест. Номера на двоих. Телефон, телевизор, душ, туалет. Здесь же, в здании управления ТЛЦ, недорогое кафе с отличным меню. Кругом автоматика, сигнализация, системы видеонаблюдения. Периметр оборудован серьезно: два высоченных забора, между ними – глубокий ров. Мышь не проскочит. И не выскочит без разрешения.

DSCN1875

– Меры безопасности как на военном объекте. Опасаетесь вторжения? – полушутя задаю вопрос заместителю директора Минского филиала РУП «Белтаможсервис» Алле Недосекиной.

– Да нет, ничего мы не боимся, – отвечает Алла Петровна. – То, что вы приняли за ров, всего лишь водоотводное сооружение. А ограда с колючей проволокой – стандарт для любого аналогичного предприятия. Безопасность обеспечивает охрана.

Наверное, так оно и есть, но выглядит внушительно. Да и беречь есть что. Ценности на ТЛЦ сосредоточены огромные. Два современных склада площадью 9.000 и 12.000 кв. м оснащены автоматизированной системой управления. Партии товаров хранятся на специальных поддонах на многоуровневых стеллажах. Для негабаритных товаров предусмотрена возможность напольного хранения. К центру подведена железнодорожная ветка, для обработки грузов есть своя контейнерная площадка в 3.500 кв. м вместимостью 156 стандартных контейнеров. Стояночная площадка для автомобилей рассчитана на 149 машино-мест. Собственное пожарное депо контролирует безопасность не только на территории ТЛЦ, но и в близлежащих деревнях.

DSCN1869

Автомобили с товаром заезжают на территорию ТЛЦ через контрольно-пропускной пункт. Вот и мы в сопровождении представителя предприятия Александра Скачковского направляемся туда. На подходах к шлагбауму – колонна большегрузных автопоездов. Номера литовские, российские, белорусские.

DSCN1871

Пока идет караван

Контрольно-пропускной пункт ТЛЦ «Минск-Белтаможсервис-2» обеспечивает контроль въезда транспортных средств в зону таможенного контроля и выезда из нее.

DSCN1867

Как раз в это время один из сотрудников КПП направляется к ожидающим въезда машинам. Подходим и мы. Александр Волчок – так зовут стража ворот ТЛЦ – обходит прибывшие транспортные средства, внимательно осматривает тент, кузов прицепа или полуприцепа, проверяет пломбы пограничных таможенных органов, сверяет документы, уточняет место назначения груза… Если все в порядке, то вместе с водителем приступает к оформлению уведомления о прибытии автопоезда и разрешения на въезд на территорию ТЛЦ.

DSCN1861

– А разве не проще провести все таможенные процедуры прямо в пункте пропуска? – задаю дилетантский вопрос.

– Нет, не проще, – отвечает Юрий Сенько. – Если бы все ожидали оформления груза на границе, стояли бы в очереди не часы, а недели. Именно для разгрузки пунктов пропуска и существует Минская региональная таможня и вся ее инфраструктура. Прежде чем транспортное средство минует шлагбаум на границе, к нам уже поступает в электронном виде транзитная декларация со всей необходимой для нас информацией. Мы, Центральная таможня, Государственный таможенный комитет и пограничные таможни соединены отдельной локально построенной оптоволоконной сетью линий связи, исключающей утечку информации и ускоряющей ее прохождение. Это делается для работы с системой анализа управления рисками, чтобы до прибытия груза таможня могла принять решение о целесообразности более детальной работы с данным транспортным средством.

К тому же предварительное получение информации сокращает время на процедуры таможенного оформления – инспектору элементарно не нужно повторно вводить вручную все эти данные в компьютер.

Анализ и чутье

Что же такое система анализа управления рисками? Если в двух словах – совокупность мероприятий, позволяющих с высокой степенью достоверности вычислять вероятные нарушения. Используя определенные критерии с заданными заранее параметрами, по наличию и степени отклонения от них сотрудник таможни и выбирает объект контроля, то есть выстраивает профиль риска. Непонятно? Тогда обратимся к профессионалу.

– Не буду загружать вас мудреными терминами, – говорит Юрий Сенько. – В основе системы лежат статистика и анализ. Мы отслеживаем, по каким группам товаров чаще всего бывают проблемы, кто и как пытается обойти закон. Плюс оперативная информация и конечно же профессиональная интуиция. Как это работает на практике, сможете увидеть сами чуть позднее. Но прежде предлагаю пройти в отдел таможенного декларирования.

И никаких очередей

В большом зале на втором этаже здания управления ТЛЦ тихо и пусто. У стойки всего два человека. На первый взгляд, жизнь здесь почти замерла. Но это не так – просто срабатывает принцип «одного окна». Водителю нет нужды стоять в длиннющей очереди, он не ходит по кабинетам. После того как представитель «Белтаможсервиса» принял пакет бумаг, остается только ждать результата в уютном холле или заняться решением других вопросов.

DSCN1874 DSCN1883

С одной стороны, это предотвращает толкучку и неразбериху, а с другой – исключает ненужные контакты. Прохождение документов и их очередность отражаются на больших дисплеях, которые установлены даже в кафе.

Но можно вообще не присутствовать в здании ТЛЦ. Не выходя из своего офиса, предприниматель имеет возможность войти в информационную сеть и посмотреть, на какой стадии оформления находится его товар. Зеленым цветом высвечены уже растаможенные грузы, черным – еще не принятые к оформлению, красным обозначены партии товаров, которым отказано в таможенном оформлении по каким-то причинам: из-за непорядка с документами, необходимости предоставления дополнительных сведений или другим.

– А бывают ли попытки договориться, упросить закрыть глаза на мелкие нарушения? – спрашиваю Юрия Алексеевича.

– Статистика по попыткам дачи взяток говорит о том, что на внутренних пунктах таможенного оформления, услугами которых в основном пользуются представители бизнес-сообщества, такие случаи крайне редки, – отвечает Юрий Сенько. – В прошлом году в подразделениях МРТ зафиксировано всего два подобных факта. Предприниматели дорожат своей репутацией, им невыгодно нарушать закон. Пять-десять долларов «за ускорение процесса» чаще предлагают таможенникам на границе челноки или обычные граждане. Система выстроена таким образом, что если и попытаться договариваться, то договариваться придется со всеми, а только в нашей таможне более 700 человек.

В отделе таможенного декларирования оборудовано 13 рабочих мест. Но далеко не все они заняты сотрудниками.

– Когда строился наш центр, мы сразу предусмотрели возможность развития, – поясняет Александр Скачковский. – Со временем потоки грузов увеличатся, и этот резерв будет совсем не лишним.

За одним из компьютеров работает инспектор отдела таможенного оформления и контроля Ольга Волчок.

DSCN1879

Клиенты работой ТЛЦ довольны. Особенно хорошо они восприняли эксперимент по помещению товара под процедуру внутреннего потребления без размещения в зоне таможенного контроля. Один из посетителей, Федор Черняк, так и сказал:

– Возможность не пригонять сюда фуру, а работать только с документами дает большую экономию времени и денег. У предприятия не вымываются оборотные средства, ведь во время процедуры оформления товар находится на нашем складе, а не на платном складе временного хранения.

Склад-автомат

Разговор прерывает начальник таможни. Пора побывать в святая святых ТЛЦ – на складе, где хранятся прибывающие из-за границы грузы.

– Сейчас вы увидите, как действует система автоматизированного управления складом, – говорит Алла Недосекина. – Ее применение дает возможность узнать в режиме реального времени, какой товар какого субъекта хозяйствования в каком количестве и где находится. Очень быстро осуществляем отбор, комплектацию и отгрузку клиенту необходимого количества товара. Индивидуальные для каждого вида товара штрихкоды считывают беспроводные сканеры.

На наших глазах сотрудник склада выполняет эту операцию. Все занимает несколько секунд. На складе товару присваивают индивидуальный номер, который заносят в специальный журнал.

На складе тишина, ни души. Только время от времени прошмыгнет очередной погрузчик. За рулем одной из машин Вадим Ярмонюк.

DSCN1885 DSCN1889

– Водитель погрузчика – сложная профессия?

– Не водитель, а оператор, – вежливо, но твердо поправляет меня парень. – А что касается сложности, то любому делу учиться надо. У нас главное – глазомер и точность движений.

Да, про глазомер Вадим правильно сказал. Стеллажи высоченные, не дай бог что-то уронить!

Когда ошибке рады

В это время в помещение склада заходит высокая девушка в черной форме таможенника-кинолога с собакой на поводке. Это инспектор Ольга (фамилию в интересах службы девушка попросила не называть) и овчарка Тутси. Вместе они уже четыре года, на совместном счету пять реальных задержаний. Пора к медалям представлять. Нашлась работа для кинолога и ее воспитанницы и здесь, на ТЛЦ. По словам Юрия Сенько, сработал профиль риска, и машину с вызвавшим сомнения грузом подогнали к рампе склада для досмотра.

DSCN1890

В тентованном полуприцепе – одежда нескольких известных брендов, мебель, бижутерия. По команде вожатой Тутси быстро проверяет укромные уголки автомашины, все ящики и свертки. Нет, наркотиками тут, что называется, не пахнет. Не выявлено и других нарушений. После сверки заявленных в сопроводительных документах сведений с реальным содержимым фуры стало ясно: тревога оказалась ложной. Ну что ж, это как раз тот редкий случай, когда профиль риска сработал мимо цели. Но лучше так, чем проморгать реальную контрабанду.

DSCN1900 DSCN1905 DSCN1906 DSCN1908 DSCN1910

 * *

Завершилась экскурсия по ТЛЦ на исходе дня. По словам нашего гида, а по совместительству начальника Минской региональной таможни Юрия Сенько, за это время МРТ обеспечила поступление более 70 млрд рублей в бюджет государства. Среднесуточное поступление – 100–120 млрд. Весомый вклад в общереспубликанскую копилку. Заметную его долю внес коллектив ТЛЦ «Щитомиричи».

 Справочно

Минская региональная таможня оформляет от 1.000 до 1.500 большегрузных автомашин в день. Кроме того, ежедневно она обрабатывает 6.000, а в некоторые дни – до 15.000 международных таможенных отправлений. Некоторые посылки габаритами превышают передний бампер автомобиля КамАЗ.

За 12 месяцев 2013 года поступление доходов от деятельности Минской региональной таможни в республиканский бюджет составило 27,6 трлн рублей. Это на 1,1 млрд больше, чем в 2012 году, и на 13 млрд больше, чем в 2011-м.

Фото автора

Комментарии к статье
Добавить комментарий