Великий пост начинается 3 марта и продлится по 19 апреля

27 Фев 2014 17:30

Автор:

Блог автора

С понедельника – без скоромного. 3 марта начинается Великий пост. На вопросы корреспондента агентства «Минск-Новости» ответил настоятель прихода Воскресения Христова протоиерей Георгий Арбузов.

Один к десяти

Мы постимся не для того, чтобы похудеть, это понятно. Какова же цель?

– Преображение человека. Не случайно дни Великого поста украшены необыкновенными богослужениями! Люди порой боятся подвига, который предлагает церковь своим чадам: мол, продолжительные службы, много поклонов. Но это, наверное, самая прекрасная пора церковного года. Потому что с усердием мы совершаем постные труды, памятуя заповедь Господа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». И в дни Святой Пасхи будем не только праздновать Воскресение Христово, ликовать и утешаться скоромным столом. Мы будем утешаться тем, что благодаря спасительному подвигу Господа Иисуса очищены от греховной скверны, избавлены из руки диавола, восстановлены в том первом и великом достоинстве, которое было даровано Адаму. Призваны к богообщению и соцарствованию вместе с Христом.

Церковь организовала богослужебный календарь настолько мудро, что, оказывается, Великим постом мы отдаем Господу десятую часть нашего года – ту самую десятину, упомянутую в Священном Писании, проводя время в молитве, воздержании, исполнении заповедей. Ни в коем случае не нужно думать, что пост – это только диета!

– Тогда можно рассуждать и так: молюсь Богу, ухаживаю за больным отцом, подаю милостыню, а ограничивать себя в пище не буду…

– Это один из примеров небрежения. Пост телесный и пост духовный – два крыла, которые возносят нас к богообщению. С одним крылом не поднимемся. Ибо как только мы ограничиваем тело в пище, сейчас же видим, что должны удерживаться от таких неприличных душевных проявлений, как злоба, раздражительность, обидчивость…

Прошу благословить

– Говорят: надо взять благословение у священника на ослабление или, наоборот, усиление поста. Вправе ли каждый из нас решать это сам?

– Принцип духовной жизни таков: что благословлено, то свято. В том и ценность поста, что прислушиваемся к голосу церкви, нашего духовника. Если же станем проявлять своеволие, добрых плодов не дождемся. Иногда в пастырской практике приходится сталкиваться с чрезмерной ревностью верующего. Он строго постится, как в монастыре, вычитывает огромное молитвенное правило. А потом начинает унывать, оттого что его ноша оказывается слишком тяжелой. Из-за житейских забот, семейных обязанностей или проблем со здоровьем не может поднять то, что взвалил на себя. В итоге нарушает данный Господу обет. Духовник, зная свое чадо, уберег бы его от этого…

– А если нет духовника?

– Не стесняйтесь прийти за советом в храм. Человеку ищущему и молящемуся Господь откроет Свою волю через любого священника.

Сделаю оговорку: батюшка не вправе вмешиваться в личные дела прихожан, навязывать рекомендации, не касающиеся духовной жизни.

Чашу примите

– Считается, что во время поста, тем более предпасхального, христианин должен обязательно побывать на исповеди, причаститься. Как подготовиться?

– Человеку, который впервые в этом посту или вообще впервые в жизни собирается подойти к Святой Чаше, посоветовал бы задуматься: что он будет совершать, к какому великому таинству готовится приступить? Нужно посвятить как можно больше времени тому, чтобы выяснить, что для христианина означают животворящие, то есть жизнь творящие, Тело и Кровь Христовы. Начинать лучше с этого.

– Правильно ли я поняла, вы хотите сказать, что новичку не стоит зацикливаться на своих грехах, а надо больше узнать о таинстве Евхаристии?

– Именно. Потому что от знания рождается вера. Господь говорит: «Ищите прежде Царствия Божьего; все остальное приложится вам». А что есть Евхаристия, как не Царство Божье, которое созидается в душе каждого верующего?! Как только мы объясним себе, «почему я должен причащаться», в нас родится и необходимость исповедоваться.

Здоров? Уходи

– В дни Великой четыредесятницы во всех храмах города совершают Соборование. Чтобы его не пропустить, некоторые даже берут денек отпуска: мол, даже давно забытые грехи прощаются…

– Таинство Елеосвящения, или Соборования, можно охарактеризовать простыми евангельскими словами: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них». Цель соборного таинства – преклонить перед Господом колени и сказать от всего сердца: «Господи, верую Тебе! Но я слабый человек. Помоги! Помоги исцелиться от недуга греховного, который испепеляет меня, и от недуга телесного».

Мой совет желающим принять таинство – всмотреться в себя. Что нами движет? Любовь к Богу и надежда на Него или суеверие? «Все идут, и я тоже. На всякий случай». Елеосвящение необходимо в первую очередь больным и немощным, а не здоровым, и тем более не детям.

Что касается забытых грехов. Мы действительно молимся, чтобы Господь простил грехи. Но точно так же просим об этом в таинствах Покаяния и Евхаристии. Иные считают Соборование этакой лазейкой, из ложного стыда не хотят на исповеди открывать какие-то грехи, думая: вот пособоруюсь, и Господь все простит. Такое, конечно, недопустимо!

Гость в доме

– Нужно ли ограничивать общение?

– В контексте приветливости, заботливости, участия – ни в коем случае. Как говорит Евангелие, мы не должны «показываться пред людьми постящимися». Наоборот, нужно светлым лицом предстоять каждому встречающему нас. Но ходить по гостям… Опять же зададим себе вопрос: с какой целью? «Гости» по нашему произволу недопустимы, поскольку такое хождение рождает праздность. И мы теряем ту награду от Господа за постные труды, к которой стремимся. «Гости» по необходимости, когда приглашает близкий и уважаемый нами человек, тем более если он не ходит в храм, – от них отказываться нельзя.

Разумеется, мы должны соблюсти меру, воспринимая свой визит не как послабление, а как исполнение заповеди любви. Посетили, порадовались вместе хозяином, вкусили что-то по необходимости. Если проявили за столом невоздержание, надо пойти на исповедь и покаяться Господу. А ежели не чувствуем за собой такой вины, можем то, что отведали не совсем постное, восполнить духовным трудом.

Детское время

– Детям пост дается трудно. Да и в храме капризничают. Что посоветуете?

– Нередко люди, только-только приходящие в церковь, особенно молодые родители, стараются очень ревностно подходить к исполнению христианских заповедей и обетов и начинают в свете этого заботиться о детях. Здесь надо поступать мудро. Ребенок – плод любви, и он стремится в любой обстановке аккумулировать любовь. В храме малыши чувствуют себя как дома, если их не дергать. Или взять пример из жизни Серафима Саровского. Приехавшая к нему с сыном женщина строго выговаривала мальчику – тот бегал по келье, смеялся. Серафим же сказал: «Не надо. Он играет с ангелами». То есть чистая душа ребенка еще не нуждается в ограничениях, необходимых взрослым по их греховности. Лучше всего в дни поста потихоньку приучать детей к любви к храму, к церковному пению, молитве церковной и домашней. Поговорить с чадами о литургии, причастии.

Ну и, конечно, детей можно удержать от телевизора, допуская в воскресенье послабление. И пользы будет гораздо больше, чем если мы обучим ребенка лишь формальным навыкам говения, таким как отказ от скоромной пищи.

Фото Тамары ХАМИЦЕВИЧ

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Carolyntah

Не могу сейчас принять участие в дискуссии — нет свободного времени. Но скоро обязательно напишу что я думаю.