Без вступительных экзаменов принимаются…

22 Апр 2014 11:26

Автор:

Блог автора

Новость о том, что медалисты и победители олимпиад могут поступать без экзаменов в вузы на педагогические специальности, навеяла воспоминания о конце 1990-х, когда я и мои сверстники выбирали дорогу жизни — каждый свою. И стало немного грустно

 Не потому, что уже далеко не 16, и дорога не та. Ведь еще, собственно, шагать да шагать. И курс всегда можно изменить — было бы желание. Дело в другом. Как ни смешно или странно, юность золотая в части выбора профессии больше всего запомнилась тем, как мы с ребятами шутили: «Нет дороги — иди в педагоги!». И многие шли. Причем большинство не по призванию или зову сердца, а потому что дорога эта казалась на тот момент самой легкой и без затей. А что? Завез документы в вуз и свободен — гуляй, отдыхай, жди вызов на учебу. Что дальше будет, время покажет. Естественно, далеко не все могли так вот в одночасье безболезненно стать студентами. Только отличники и победители олимпиад, как в нынешнем году. Причем по тому же принципу педучилища набирали учащихся. Да не просто набирали — можно сказать, вербовали. Преподаватели и руководители учебных заведений колесили по весям, встречались со школьниками старших классов, рассказывали, как это здорово и почетно — быть учителем. Но дети смотрели на них равнодушно до тех пор, пока те не произносили магическое «заклинание»: «Без вступительных экзаменов принимаются…».

Ни в коем случае не хочу ничего плохого сказать про своих сверстников и одноклассников, которые волей счастливого случая стали педагогами. Могу только посочувствовать многим, потому что знаю от них же, как они не любят свою профессию. Как идут в школу к детям, словно на каторгу. Как горят нервы, когда они до поздней ночи проверяют тетради и хают «безалаберных» учеников и их «нерадивых» родителей. Как они, по сути, на работе отбывают очередь. О зарплате, которая частенько не устраивает учителей, и говорить не приходится. Некоторые в результате бросают школу и идут другой дорогой.

В свою очередь родители возмущены до предела низким качеством работы учителей. Как результат — педагогов часто не уважают не только взрослые, но и их чада. Причем особенно когда дети одаренные, хорошо учатся и считают себя куда умнее своих же наставников. Нередко это внушают им их же родители. Но вместе с тем, пользуясь случаем, по окончании школы подают документы в педагогический вуз, выбирая, как им кажется, легкую дорогу без затей. А многие уже знают наверняка, что по специальности работать не будут, но зато высшее образование гарантировано.

Конечно, такие бонусы от педвузов, как прием без экзаменов некоторых абитуриентов, объяснимы. Нужно же как-то заполнить первокурсниками университетские аудитории и избежать недобора. Но тот ли метод выбрали? Действенный — да. Правильный? Вопрос открытый. По-моему, чтобы стать хорошим учителем, а не просто занять свободное место, мало обладать отличными знаниями. Педагогом нужно родиться. И быть им действительно здорово, почетно и престижно, что бы там ни говорили. Это высокое звание достойных людей. Но только тех, которые пришли в профессию по призванию, по зову сердца, а не потому, что не надо было сдавать экзамены при поступлении в вуз. И в который раз думаю, как же мне повезло, что именно такими были и остаются мои школьные учителя. Спасибо им за это и низкий поклон.

Так вот. В конце 1990-х и у меня были все шансы на успех — минуя экзамены, оказаться в числе учащихся педучилища или студентов педвуза. Но осознавая колоссальный груз ответственности такого шага, я выбрала другую профессию и сдавала вступительные экзамены наравне со всеми. Зато сейчас работа для меня — не каторга, а одно сплошное удовольствие. И если приходится не спать ночью, потому что к утру нужно выдать результат, или работать в законный выходной, даже в голову не приходит кого-то хаять или расстраиваться по этому поводу…

Очень хочется, чтобы ребята, которым пришло время выбирать дорогу жизни, проявили смелость, настойчивость и дерзость, а не плыли по течению. И чтобы аудитории педагогических вузов, пусть даже без экзаменов, заполнили только те первокурсники, которые осознанно решили посвятить себя одной из самых важных и нужных профессий, а не просто пришли получить диплом о высшем образовании.

Комментарии к статье
Добавить комментарий

brazgotka

А кто сказал, что в педвузы теперь пойдут все «неосознанные»? Ведь свободный вход предоставят медалистам и победителям олимпиад, а они, как ни крути, намного головастее тех, кто приходит в педагоги лишь по тому, что в других местах баллов не набрали. те, кто недобирают, по-прежнему будут туда идти. И если учесть, что кроме «неосознанности», они еще и безграмотны. то первый вариант все-таки предпочтительней. 🙂