Владимир Цеслер: «Современные художники – это те люди, за которыми мы следуем, и они давно умерли»

29 Апр 2014 15:00

Автор:

Блог автора

Новое пространство классического и современного искусства «Галерея ДК» открылась накануне в отеле «Виктория Олимп». Почетным гостем на торжестве стал известный дизайнер и художник Владимир Цеслер.

– Владимир, в новой галерее только одна ваша работа…

– Да всего одна – стул (улыбается). Так решили организаторы. Не удивляйся, люди приходят на выставку не только насладиться искусством, но и на фуршет. Открытие выставки сегодня это уже не та традиция, где публика смотрит на художественные работы на стенах. Признаться, не жду ценителей на своих выставках, да и тут повод совсем другой – открытие новой галереи. Я вообще очень не люблю выставки, особенно приветственные слова. Ну не верю я в такую историю.

– А во что тогда верить художникам?

– Нужно просто работать, именно в этом у людей искусства счастье и радость. Продалось творение или нет, это уже другой вопрос, но настоящий мастер продолжит дело несмотря ни на что. При сегодняшней малочисленности галерей в Минске это трудное и зачастую неприбыльное дело заслуживает уважения. Конечно, сие нужно очень небольшому количеству людей (их реально мало), но чтобы не потерять и этих любителей искусства, галереи должны существовать. При этом считаю, что появление качественного жилья в столице способствует развитию искусства. Новый класс людей желает, чтобы на стенах их лофта висела красивая, качественная работа. Для таких покупателей важно, чтобы творчество художника гармонировало с их жизнью в квартире. К сожалению, людей, потребляющих искусство, заметно поубавилось, а за счет многочисленных приезжих оно не пополняется. Столица манит их вовсе не театрами и галереями, а приличным заработком. А нас, горожан, уже никто не замечает…

– При этом уверен, что многие горожане очень хотели бы заполучить вашу работу на свою стену!

– Мои работы, думаю, есть разве что у друзей. А минчане могут покупать картины не только у меня – вокруг много молодых хороших дизайнеров и художников. С моей фамилией можно уже и потише (улыбается). Она вызывает у людей обозление. Почему? Зачастую им трудно сделать мне замечание по работе (композиции, замыслу), и они заводятся от того, что происходит вокруг меня.

– Галерея открылась в новостройке. Как думаете, вашей работой будут удивлять постояльцев «Виктории Олимп»?

– Думаю, долго там мой стул не простоит, до чемпионата мира по хоккею так точно. Работа выставляется именно в день открытия галереи. А дальше организаторы уже решат, как и что. Хоккейный форум, конечно, выгоден Минску по экономическим соображениям. А вот по эстетическим… Считаю, что город нормально так подпортили современной архитектурой. Хотя, может, это и стоит того, и вложения окупятся.

– Читал интервью, где вы сказали: мол, Минск такой проезжий город, будто по обочине ездишь. Мнение свое не поменяли?

– Если ты говоришь о чемпионате мира по хоккею, то две недели для столицы ничего в этом плане не решат. Люди приедут и уедут. А мы останемся. Так вот, на мой взгляд, любой город должен строиться для жизни горожан, по общим законам и с определенной инфраструктурой. И в меньшей степени поселения надо строить для зарабатывания денег на туристах. Тут растут наши дети, в которых нужно воспитывать определенную систему ценностей.

– А для вашего сына Якова город комфортен?

– Он видит Минск в основном из окна машины, когда мама везет его на тренировку по шахматам или занятие по музыке. У него нет времени гулять по городу, но при этом он обожает высокие дома: всегда интересуется, какое здание в столице самое высокое или самое длинное. А еще гордится радиобашней в Колодищах, потому что она выше парижской Эйфелевой.

– Помню, что вы были против строительства гостиницы «Пекин», которая вот-вот будет введена в эксплуатацию. Думаете так по-прежнему?

– Нет, сейчас я очень доволен. Построено красивое здание, конечно, жалко, что именно на этом месте, но в принципе считаю, что в Минске на сегодняшний день это одно из самых респектабельных зданий. Я видел этот комплекс с набережной реки, и мне очень понравилось, что архитекторы сделали белорусскую крышу. Китайцы увидели все правильно, взглянув на нашу строительную историю.

– А вы до сих пор прячетесь от всех у себя в мастерской?

– Не получается! Все уже знают адрес. Вот теперь приходится вставать в пять утра, чтобы хоть как-то поработать. В это время никому в голову не стукнет ко мне заглядывать. А потом начинается: «Я тут рядом, сейчас зайду». Но это судьба такая, да и многим людям просто невозможно объяснить, что мне нужно работать. Так же и с заказами. Хотя часто просят подарить картину. Я этому удивляюсь постоянно. Как меня может об этом просить человек, у которого налажен крепкий бизнес?.. Стараюсь объяснить, что я же не прихожу к нему, например, в банк и не прошу подарить мне деньги. Так и с художниками – какой нормальный творец будет дарить то, чем он зарабатывает?

– Не обидно, что бренд «Ё-мобиль» вместе с вашим логотипом недавно продали всего за 1 евро?

– А мне что от этого? Я создал логотип, достиг конечного результата своей работы. Много позже после его создания подумал, что это была, видимо, такая авантюра (улыбается). А вообще жалко – идея была хороша.

– Не обидитесь, если назову вас мамонтом современного белорусского искусства?

– Скажу больше, не обижусь даже, если про меня скажут «несовременный» (улыбается). Современные художники – это те люди, за которыми мы следуем, и они давно умерли. Гении смотрят на сто лет вперед, а за ними их же идеи пережевываются подражателями и ремесленниками… Грешу этим и я.

– Что вас в сегодняшней жизни радует?

– Наверное, всё, но больше всего семья. А вообще радостные люди – это что-то новое, трудно быть все время счастливым.

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий