Платье до победы. Модный коктейль

09 мая 2014 14:34

Автор:

Блог автора

Мода, как губка, впитывает в себя события, убирает лишнее и подстраивается под любые, даже самые жесткие условия. Хотя под пулями, пожалуй, думаешь о ней в последнюю очередь. 

Перечитывая «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич, беру на карандаш воспоминания ее героинь. В них боль не только от потерь. В этих словах тоска по утраченной женственности и юности.

«…Было у меня новое, такое воздушное платье с оборочками. Нравилось оно Вере, моей подружке. Несколько раз она его примеряла. Я обещала подарить его ей на свадьбу. Замуж она собиралась. И парень хороший был.

А тут война вдруг, уходим на окопы. Вещи свои в общежитии сдаем коменданту. А как же платье? «Возьми, Вера», – говорила я, когда мы уходили из города.

Не взяла. Сгорело в том зареве платье…»

Мода начала заметно меняться еще на пороге Второй мировой войны. Милитаризация кроила новые силуэты. Массивные подплечники, накладные карманы, глубокие складки на спине, хлястики, погоны… Юбки – короче. Популярны несколько расклешенные книзу модели. В начале 1940-х советская мода многое заимствует у европейской, где отдавали предпочтение одежде с элементами тирольско-баварского и испанского костюма. Рукава-фонарики, болеро, миниатюрные шапочки, горошек, береты и тюрбаны – это все оттуда. В моде были фетровые шляпы и шляпки с вуалями, маленькие кожаные или шелковые клатчи. Да-да! Именно в 40-е годы прошлого века стали носить небольшие сумочки через плечо на длинном тонком ремешке.

В вечерней моде – первенство за романтическим стилем. Какое оно, нарядное платье тех лет? Это туалет из креп-сатина, файдешина или плотного шелка, креп-жоржета, креп-марокена, бархата, панбархата и паншифона, отделанное кружевом и аппликациями из цветов, бисером. Для него характерна слегка расклешенная юбка, декольте или кружевной воротничок, лиф с драпировкой, небольшие рукава-фонарики. Самым важным и ярким дополнением вечернего наряда была горжетка из меха черно-бурой лисы.

Парная 3

Парная 1

 

«Ехала я на фронт и думала, что ненадолго. Взяла одну юбку, притом любимую, две пары носок и одни туфли. Из Воронежа мы отступали, но я помню, как мы пошли в магазин, и я купила там себе туфли на высоких каблуках. Вот помню, что отступали, страшно, везде грязища, а я зашла в магазин, и мне почему-то захотелось купить туфли. … И духи еще купила…»

В 1940-е женщины всего мира предпочитали обувь на платформе и танкетке. Модель, которую желала заполучить каждая модница, – туфли с открытыми носком и пяткой, на высоком каблуке с небольшой платформой под носочной частью (пожалуй, в 2014-м ничего не изменилось). Но в СССР такая обувь была доступна лишь избранным, остальные довольствовались простыми туфлями-лодочками и полуботинками со шнуровкой на небольшом каблуке, зимой – валенками или бурками (сапоги с голенищем из войлока и отделанным кожей низом).

Фильдеперсовые чулки со швом достать было практически нереально. Дефицитный товар стоил очень дорого. Но женщины, чтобы создать иллюзию чулок, рисовали на ногах карандашом шов и пятку. Некоей альтернативой фильдеперсовому чуду в СССР стали белые носочки.

Если говорить о верхней одежде, то в начале 1940-х модными становятся расширяющиеся книзу двубортные или приталенные пальто с большими подкладными плечами, поясом. Шили их из габардина, шерсти бостон, корда, коверкота и из других ходовых тканей того времени: фуле, драпа, драп-велюра, ратина, сукна и бобрика.

Парная 1

Парная 3

«…Смотрю теперь фильмы о войне: медсестра на передовой, она идет аккуратненькая, чистенькая, не в ватных брюках, а в юбочке, у нее пилоточка на хохолке… Ну неправда!.. Разве мы могли вытащить раненого вот такие… Не очень-то в юбочке наползаешь, когда одни мужчины вокруг. А по правде сказать, юбки нам в конце войны только выдали, как нарядные. Тогда же мы получили и трикотаж нижний вместо мужского белья. Не знали, куда деваться от счастья. Гимнастерки расстегивали, чтобы видно было…»

В военные годы в СССР модные тенденции волновали людей меньше всего. Любая одежда была в радость. Магазины, ателье и другие учреждения, связанные с индустрией красоты, закрывались, формировалась карточная система распределения товаров.

Парная 2

ыавыв2

«… Пришла в одну семью… и муж, и жена воевали на фронте. Именно во время войны молодые люди и встретились и там же поженились. Как вспоминали — свадьбу свою отпраздновали в окопе. Перед боем. А белое платье невеста себе пошила из немецкого парашюта».

Тысячи девушек, ушедших со школьной скамьи на фронт, толком даже и не узнали, что такое мода, каково это – покупать новое платье и бежать в нем на первое свидание. В тылу женщины были вынуждены работать и за себя, и за мужчин, так что самый актуальный наряд в то время – кирзовые сапоги, брюки, телогрейки и шапки-ушанки.

Однако уже в 1944 году в Москве открылся знаменитый дом моделей. Начинался новый этап в формировании советской моды. По мнению идеологов, она должна была отличаться демократизмом, массовостью, общедоступностью и бессословностью.

«…Вернулась, и все надо было начинать сначала. В туфлях училась ходить, на фронте же три года в сапогах. Мы привыкли к ремням, подтянутые, казалось, что теперь одежда на нас мешком висит, неловко как-то себя чувствуешь. Мы юбок не признавали, все в брюках, вечером их постираешь, под себя положишь, ляжешь, считай, выутюженные. Правда, не совсем сухие. Выйдешь на мороз, коркой покроются. А тут идешь в гражданском платье, в туфлях, встретишь офицера, невольно рука тянется, чтобы честь отдать…»

С середины 1940-х – в моде нарядные блузки и юбки, летние пляжные комбинезоны с брюками-клеш. Но самыми популярными были всевозможные платья. Часто с цветочным рисунком, воротничками, манжетами, оборками и рюшами, они позволяли женщинам в послевоенное время вспомнить о своей нежности, красоте и стали настоящим символом тех лет. Носили их с вязаными кофтами на пуговицах или жакетами, напоминавшими мужские пиджаки.

Самые распространенные прически военных лет у советских женщин: валик надо лбом и пучок сзади, иногда покрытый сеткой, или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы. Также были популярны так называемые бараночки и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой. Модные запахи 1940-х годов – «Красная Москва», «Ландыш серебристый» и «Кармен». Большим спросом пользовалась косметическая продукция ТЭЖЭ.

 Светлана Гнеденок, художественный руководитель Республиканского фестиваля-конкурса моды и фото «Мельница моды», дизайнер:

Светлана Гнеденок

– Модные тенденции как 1930-х, так и 1940-х активно используют в каждом сезоне на протяжении последних 5 лет. Пример – платье-халат с воротником, платье с пуговицами до низа или до линии бедер, талии, абсолютно прямого кроя длиной «миди». Актуальны такие аксессуары, как ремни с обтянутыми тканью пряжками и небольшие сумочки на тонких кожаных ремешках. Однако, выбирая наряд «как из бабушкиного сундука», нужно учитывать свои параметры, комплекцию и рост. Например, платье с большими подплечниками будет хорошо смотреться на высокой женщине с узкими бедрами.

ТЕГИ: Минск мода
Комментарии к статье
Добавить комментарий