Большая МУЗовка: премьера хоккейной оперы, Back in BSSR и толпы у Национального художественного

18 мая 2014 11:20

Автор:

«Ночь музеев» в Минске: как это было.

То, что очередь в Национальный художественный музей растянется вдоль улицы Ленина и повернет на Карла Маркса, было предсказуемо. Так происходило и в прошлые годы. Но, похоже, на этот раз побиты все рекорды по посещаемости. Желающих попасть в главный музей страны было так много, что около 22.00 сотрудникам Госавтоинспекции ненадолго пришлось ограничить въезд на улицу Ленина со стороны улицы Кирова. Впрочем, в 23.00, когда на площадке около музея начался концерт кабаре-бэнда «Серебряная свадьба», поклонники танцевали в пределах пешеходной зоны.

— С победой нас! – кричал им пассажир такси.

Все смешалось в Минске: победа белорусской сборной над командой Германии – 5:2 и ликование болельщиков, ночь музеев и толпы желающих стать ближе к искусству.

Директор Национального художественного Владимир Прокопцов встречал многочисленных посетителей в образе магистра времени и приглашал в путешествие по лабиринту эпох. В музей посетители могли пройти бесплатно, но только если им удастся создать условные часы.

4 часы

Пространство над парадной лестницей в фойе заняла «ожившая» картина Василия Сумарева «Мой дом».

— Это анимационная инсталляция, — пояснила выпускница факультета дизайна БГАИ (специализация «Телереклама») Наталья Железнова. – На ее создание ушло недели три. Персонажей картины много, и всех хотелось «оживить». Видите, в окошке девушка. Наблюдайте, сейчас она уйдет. Заметили, изображение потемнело? Это ночь сменила день.

— Вот современные технологии! Смотрите-ка, ручками машут! – удивлялся автор работы, наблюдая за персонажами.

«Классический» вариант картины «Мой дом», созданной Сумаревым в 1973 году, можно увидеть в постоянной экспозиции музея.

— Это реальный дом, где я жил. Адрес – улица Белорусская, 37. Но этого дома уже нет – снесли, — рассказывает Василий Федорович.

Отец-фронтовик, мама, соседи и друзья смотрят из открытых окон, беседуют во дворе, веселятся на свадьбе…

— Себя изобразил несколько раз, — говорит художник. — Видите, в правом углу — мальчишка на турнике. А вот я постарше, когда живописью увлекся (показывает на полотне на художника, который рисует Минск с крыши – прим.авт.)

картина

Современные технологии позволили публике в буквальном смысле прикоснуться к наследию известного художника Парижской школы, выходца из Беларуси Хаима Сутина. В новом корпусе музея был оборудован павильон Сутина, где посетители оставались один на один с образами, волновавшими художника. Стоило несколько раз взмахнуть руками, как в пустых рамах начинали вырисовываться шедевры. Например, «Пейзаж, 1922 — 1923». Оригинал хранится в парижском музее Оранжери.

3

«У вас нет морковки? Ищу морковку». «Будьте здоровы! Почему же вы не чихаете? Чихайте же!». «Вы заключили сделку со временем». Чеширский кот, Кролик и прочие персонажи сказок приставали с вопросами в стиле «Приключений Алисы в стране чудес» Кэрролла. Веселили публику, которая до пяти утра могла блуждать по «Лабиринтам времени» Национального художественного.

2

8

4

10

6

В музее истории города Минска атмосфера была – советская. Ведь экспозиция так и называлась «Back in BSSR / Зноў у БССР».  Во дворике выстроилась длинная очередь желающих окунуться в прошлое. Посетители терпеливо ждали. Шутили – это закономерно. Проводили аналогии с тем временем, когда  простаивали в очередях в магазинах, как и теперь на эту тематическую выставку.

8

11

12

Но ожидание того стоило. В нескольких залах была воссоздана атмосфера, знакомая многим не только  по кино и литературе.  Один из них оборудован как кухня. В экспозиции бытовая техника 1950-х: холодильник, электродуховка, газовая плита. Коллекция эмалированной и алюминиевой посуды, самовары, авоськи и сетки, тазы, утюги и даже манекен и швейная машинка – все на своих местах, как в настоящей советской квартире.

7

Другой зал обустроили как кабинет.

7а

— Настолько реалистичная обстановка, что создается впечатление, будто мы  на приеме у какого-то важного партийного деятеля. Он просто вышел ненадолго и вот-вот вернется. Вон, даже очки на столе забыл, — шутит посетительница музея — Наталья Александровна. – Я пришла с 10-летней дочерью. Все-таки она знает о БССР только по рассказам…

13

— Советские игрушки мне не понравились. Мне с куклами повезло больше, чем маме в ее детстве, — говорит девочка. – Интересно посмотреть, какие были раньше мотоциклы, велосипеды. Все тогда все было другое: вот пылесос похож на ракету или что-то космическое…

1

6

2

В музее проходила и выставка чайников. В отдельном зале представлены десятки видов «носатой» посуды. Там же организовали чаепитие для посетителей.

В художественной галерее Михаила Савицкого эстетическое удовольствие посетители получали от выставки живописи Александра Исачева и Олега Орлова. Знакомство с работами художников проходило в зале, где все происходящее напоминало бал: леди в роскошных платьях в пол, джентльмены во фраках, выступления солистов Белорусского государственного академического музыкального театра и выпускников Белорусского государственного университета культуры и искусств.

1

2

3

4

Тем, кому больше по вкусу джаз и рок, слушали выступления молодых музыкантов во внутреннем дворике галереи.

Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура присоединился к спортивной эйфории, которая охватила Минск. И пригласил на премьеру хоккейной оперы-буфф «0:1» (композитор – Ольга Подгайская, либретто – Виталий Дорошук, дирижёр – Александр Хумала, режиссёр-постановщик – Георгий Глик). На лед хоккейного клуба «Юность-Минск» вышли музыканты симфонического оркестра Музыкальной капеллы «Сонорус», артисты хора и солисты. Музыкально-хоккейные баталии объединили искусство и спорт. Если кратко пересказать либретто:  «Спортивная династия. Исключение – юный начинающий композитор и скрипач Дебют. Родные уговаривают музыканта поддержать семейную традицию, заняться хоккеем. Однако Дебют непреклонен, он верен музыке и музе Увертюре.  Накануне финальной игры хоккейная команда осталась без капитана. После длительных уговоров под номером 13 на ледовую арену в решающем матче выходит Дебют. Первый период. Счёт 0:0. Второй период. Счёт 0:0. Дополнительное время, прикосновение Музы, и Дебют совершает невозможное, забивает шайбу в ворота соперника. Всеобщее ликование прерывается звонком будильника. Наступает день музыкальной премьеры Дебюта».

Исполнителям главных ролей пришлось куда сложнее, чем героям бесконечных телевизионных ледовых шоу. Ведь они не только на коньках катались, но и пели.

— Екатерина Зуева, которая исполняла партию Музы, хоровой дирижер. И на коньках она катается профессионально. А вот остальным солистам было сложнее, — рассказывает дирижер Александр Хумала.

Несмотря на то, что температура на ледовой арене куда ниже, чем на улице, говорит, что даже жарко было. Премьера все-таки!

— Вот бы в «Минск-Арене» это шоу показали. Представляешь, как бы там это зрелищно смотрелось! – делились впечатлениями зрители, которые за время действия и «Шайбу! Шайбу!» скандировали, когда по сюжету на лед вышли начинающие хоккеисты, и кричали «Браво!», как в театре.

«Ночь музеев» позади. Но хороший повод посетить их есть и сегодня. В Международный день музеев, 18 мая, вход в большинство из них бесплатный.

Доп.инф.

Ночь музеев — международное событие. Ежегодно в странах Европы и Америки почти 2.000 музеев не спят, открывая двери для всех, кому интересно увидеть храм муз в темное время суток.

 Подготовили Вероника Юдицкая и Ирина Юдина.

Фото Сергея Пожоги.

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий