Лицо Минска. Проспект Независимости

07 Июн 2014 09:00

Автор:

Блог автора

В 1954 году, ровно через 10 лет после освобождения Минска, была завершена застройка первой трехкилометровой части нового проспекта Сталина (ныне проспект Независимости) от здания главпочтамта до площади Победы. 

И мало кто знает, что проспекта в нынешнем виде могло и не быть.

Сегодня застройка вдоль главной магистрали – одна из знаковых архитектурных достопримечательностей белорусской столицы. А сам проспект даже спустя 60 лет выдерживает невероятную транспортную нагрузку, о которой проектировщики и не помышляли, – изначально его планировали сделать в два раза уже.

О подробностях этой истории рассказал заслуженный архитектор Республики Беларусь профессор Леонард Москалевич.

Смелое решение

Июль 1944 года. Белорусская столица разрушена на 86 %, уцелевшим минчанам предстоит возрождать город из пепла, но пока надо просто где-то жить. Спустя несколько лет разработан проект планировки и застройки центра. Он задумывался как комплекс архитектурных ансамблей вдоль трехкилометровой начальной части главной магистрали. На опорном плане города прочерчена новая трасса будущего проспекта с востока на запад, частично по бывшей улице Захарьевской.

– Первый вариант проекта учитывал ситуацию разрушенного города, сохранял старые параметры улицы, – рассказывает Леонард Викторович. – А это значит, что ширина проспекта составляла бы 24 м: 12 м – проезжая часть и по 6 м – тротуары. В этом случае главная магистраль выглядела бы, как сегодняшняя улица Карла Маркса.

Другой проект – архитекторов Михаила Парусникова, Владимира Короля, Геннадия Баданова и других авторов – предусматривал общую ширину проспекта 48 м: 24 м – проезжая часть, по 12 м – тротуары. В то время согласиться на такое было подвигом. Требовалось снести 17 уцелевших домов (!), потратить вдвое больше строительных материалов.

Взять на себя окончательное решение все побаивались. Центральный комитет Компартии Белоруссии в то время возглавлял Пантелеймон Пономаренко. Именно он пригласил заинтересованных лиц в зал заседаний бюро ЦК, выслушал доклады по проектам планировки и застройки. Заседание длилось до 12 ночи. Когда Пономаренко выслушал всех, вынес вердикт: «Минск должен стать красивейшим городом Европы. Будем принимать второй вариант». Через несколько дней мешавшие дома были снесены. Так началась работа над проспектом в его сегодняшнем виде. Было это в 1948 году. Через 6 лет, в 1954-м завершили работу над первой трехкилометровой частью (от нынешних площади Независимости до площади Победы).

Ширина магистрали и сегодня выдерживает требования времени. А пропорции застройки (высоты домов к ширине проспекта) считаются классическими, идеальными как для восприятия архитектуры, так и для комфортного ощущения человека в городском пространстве.

Жарина_проспект 1

Не придерешься

Несмотря на дефицит материалов, качество строительства тогда было безупречным. Наверное, потому что рабочая дисциплина соблюдалась жестко, считает Леонард Москалевич.

– Мне довелось общаться с человеком, работавшим на возведении ГУМа. Вот какой случай из своей практики он рассказал. В конце смены на стройку приходила девушка-мастер, принимающая работу. Как-то раз подошла к колонне, поднялась по строительным лесам. Элементарным прибором – отвесом – проверила одну сторону, вторую, третью, четвертую. Отклонение от вертикали составило 19 миллиметров. Мастер спустилась и приказала: разобрать и завтра к восьми утра все переделать. Третьей смены не было, парень остался на всю ночь, сам носил наверх кирпичи. До шести утра возвел новую колонну и даже радовался, что на дворе стояло лето.

Утром пришла мастер, перемерила, приняла работу и разрешила идти на новую смену.

Недавно в одном из печатных источников была озвучена еще одна история. Фасады зданий на проспекте украшает лепнина, которая крепится на специальной стальной арматуре. Когда строили дом для сотрудников КГБ, архитектор Владимир Король, курировавший застройку, заметил, что сталь используют не ту – не выдержит она и пяти лет, а значит, лепнина начнет отпадать. Доложил об этом шефу Госбезопасности Цанаве. Тот отмахнулся: мол, мелочь. Тогда Король обратился в ЦК КПБ, и вопрос решился.

Длина сегодняшнего проспекта Независимости более 10 км. Но первый трехкилометровый отрезок наиболее целостный по архитектурному стилю. Сегодня сложно представить, чего стоило обескровленной войной стране за такой короткий срок создать уникальный ансамбль, в котором продуман каждый дом.

Дополнительная информация

Авторский коллектив архитекторов, работавших над первой очередью застройки, – Михаил Парусников, Михаил Барщ, Геннадий Баданов, Сергей Ботковский, Александр Воинов, Владимир Король, Сергей Мусинский, Георгий Сысоев, Наум Трахтенберг, Натан Шпигельман – получил Государственную премию БССР.

Комментарии к статье
Добавить комментарий

zalex.52

…Сегодня сложно представить, чего стоило обескровленной войной стране за такой короткий срок создать уникальный ансамбль, в котором продуман каждый дом.

Думаю это стоило минчанам того, что ещё в 70-х годах многие из них ещё жили «Шанхаями» в будках из обломков досок обитых рубероидом или в бараках освобождённых отпущенными пленными немцами.