Машине – место: в Минске оно есть только у каждого пятого автомобиля. Теоретически

11 Июн 2014 18:15

Автор:

Блог автора

Чтобы обеспечить местами для хранения все машины, городу нужно принести в жертву около 1,6 тыс. га земли – чуть меньше, чем площадь Советского района, например.

И это если руководствоваться только данными статистики, по которым в столице зарегистрированы около 800 тыс. автомобилей. Мест для их хранения в городе в общей сложности около 160 тыс.: примерно 100 тыс. в 155 гаражно-строительных кооперативах, 30 тыс. – на 152 автостоянках частной формы собственности и различных предприятий, немногим более 27,5 тыс. – в ведении государственного объединения «Гаражи, автостоянки и парковки». То есть без места остаются около 640 тыс. автомобилей!

 

ZK4A8655

 

А если посчитать и прибавить машины с регистрацией в регионах, которые по факту находятся и ночуют в Минске?

 

ZK4A8659

 

А учесть хотя бы ежегодный официальный прирост на несколько десятков тысяч машин? И каждому авто нужно минимум 25 кв. м, чтобы нормально заехать и разместиться. Такова норма, применяемая при строительстве автостоянок.

 

Да, проблема дефицита парковочных мест в столице не нова. Но только ли чиновники и градостроители должны ломать головы над ее решением?

– Свободных мест в городе, где можно поставить автомобиль без нарушения Правил дорожного движения и экологического законодательства, много, – считает главный инженер ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» Петр Прудников. – Только на наших стоянках их 3.857, или 14 % от общего числа. Всего в ведении предприятия 105 автостоянок, где можно разместить 27.552 машины. В то же время возможности воспользоваться услугой хранения автотранспорта ожидают 7.413 автовладельцев. Очереди образуются в основном в спальных районах города, а пустуют места, как правило, ближе к центру или, наоборот, на удаленных объектах. Но проблема даже не в этом. Зачастую воспользоваться местом на автостоянке, а не газоном во дворе мешает менталитет. Нашему человеку на машине надо заехать в подъезд, а лучше – прямо в квартиру. Причем так в 70 % случаев.

 

ZK4A8681

 

– Например, на днях проехал всю улицу Слободскую, где у нас 5 стоянок, – продолжает П. Прудников. – В общей сложности на них можно поставить на ночь 350 машин кроме тех, что уже заняли места. Максимальная удаленность стоянки от жилого дома – 4 остановки на общественном транспорте. Это же не другой конец города. Второй момент – необходимость оплаты. Оставив машину в неположенном месте, можно и не получить штраф – как повезет. Во дворе могут и не угнать, не повредить автомобиль – это тоже дело случая. Зачем же тратить деньги на платную охраняемую стоянку? Вместе с тем считаю, не такие это большие дополнительные траты, чтобы рисковать. За сутки 14 тыс. рублей! Когда в Минск во время чемпионата мира по хоккею приезжали иностранцы, многие из них смеялись над этой ценой – 1 евро. Думали, что за час столько нужно платить. А месяц пользования машино-местом на автостоянках предприятия обходится всего в 240 тыс. рублей. За эти деньги вы купите около 25 л 95-го бензина. На фоне других расходов, которые приходится нести при наличии автомобиля, согласитесь, не та сумма, из-за которой стоит рисковать. Во всяком случае, гораздо накладнее регулярно платить штраф за неправильную парковку или покупать снятые ночью хулиганами зеркала заднего вида, колпаки и прочие детали. Нарушил правила – плати 380 тыс. рублей за эвакуацию авто, 50 тыс. – за сутки хранения, 150 тыс. – штраф. Итого 580 тыс. рублей как не бывало.

С такими доводами трудно не согласиться. Но не со всеми.

 

Там, где можно, нам не нужно

 

ZK4A8676 

Какой смысл человеку иметь машину, если до нее надо каждое утро ехать 4 остановки в троллейбусе? Особенно если все передвижения по городу сводятся к маршруту: дом – работа – магазин – дом. Для меня, например, автомобиль не только средство передвижения, но и средство избавления от «прелестей» езды в общественном транспорте и таскания на себе через весь район пакетов с продуктами. Должно ли при этом волновать автовладельца, что стоянки в городе строят там, где можно, а не там, где нужно?

– Понимая проблему, в свое время город начал выделять бюджетные средства на оборудование автостоянок, – говорит Петр Прудников. – В результате с 2008 по 2013 годы мы создали 52 стоянки на 10.500 машино-мест. В том числе 11 расширены. В прошлом году построили 3 объекта, в текущем новых вводить не планируем – сейчас нет бюджетных средств. Но не только в этом дело. Сегодня места, где можно организовать плоскостную автостоянку, считай, тоже нет. Поэтому стараемся использовать любую возможность расширить существующие. Причем теперь это делать проще, а вот несколько лет назад эксплуатирующие организации города были категорически против размещения автомобилей над инженерными сетями. Хотя всеми нормативными документами это не запрещается. По согласованию можно. Сейчас ситуация изменилась, такие вопросы решаются индивидуально. Так, за собственные средства предприятия планируем в нынешнем году расширить стоянку на улице Алибегова, организовать охраняемые стоянки под путепроводами. Например, на улице Тимирязева и той же Алибегова. На Тимирязева пока введем первую очередь на 170 машино-мест, на Алибегова – примерно на 200. Вообще в городе по плану благоустройства и наведения порядка, в который включено и сооружение автостоянок, ежегодно стараются оборудовать около 20 объектов за счет бюджетных и других средств.

Найти инвесторов для строительства автостоянок, а уж тем более паркингов – почти фантастика. Даже если отбросить проблему отсутствия в городе свободных площадей для таких сооружений, вкладывать деньги в них крайне невыгодно. Например, плоскостная автостоянка окупается в лучшем случае за 8 лет. Паркинг, по самым оптимистичным расчетам, – за 26, а то и 36 лет! Согласитесь, неудивительно, что в инвестиционном атласе столицы 29 участков, на которых предусмотрено строительство паркингов, а в реальности многоэтажные стоянки вовсе не растут как грибы после дождя.

 ZK4A8662

 

Перехватывать некого и дорого

Не растет и количество перехватывающих парковок, о которых так много и воодушевленно говорили совсем недавно.

– Москва пошла по этому пути. Там сейчас уже 21 перехватывающая автостоянка, – поясняет Петр Прудников. – Но это не просто площадка с разметкой, а объект инфраструктуры, который должен побудить человека поставить туда машину и пересесть на общественный транспорт. Но если я въезжаю в город на комфортном, оборудованном по последнему слову техники «Мерседесе» в 30-градусную жару, пересяду ли я в автобус или троллейбус? Нет. И никто не пересядет. Видел разработанные концепции перехватывающих парковок для Москвы, Санкт-Петербурга. Они объединяют скоростные линии электромагнитного транспорта, высокий уровень сервиса, гостиницы, бары, кафе, рестораны. На создание такой инфраструктуры нужны огромные деньги. Поэтому мы пока не торопимся со строительством таких объектов. Мало того, что возводить их затратно, так еще они не будут востребованы у наших водителей. Хотя это нормальная мировая практика. Город для кого? Для тех, кто в нем живет. А жить должно быть комфортно и экологически безопасно. Поэтому город старается по-разному освободить себя от автомобилей. Так, во многих странах мира в центре мегаполиса, особенно в исторической части, не только за парковку надо платить, но и за проезд на автомобиле, причем немало. Возможно, и у нас что-то изменится с введением платы за передвижение на машине по историческому центру Минска и повышением стоимости парковки в его пределах. Тогда, возможно, гости столицы будут пользоваться перехватывающими парковками и появится смысл их строить.

ZK4A8648

ZK4A8649

ZK4A8653

ZK4A8679

ZK4A8680

ZK4A8684

 

 

Фото Сергея ЛУКАШОВА

 

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий