Как минское метро пробивало себе путь в Москве

27 Июн 2014 09:55

Автор:

Блог автора

29 июня 1984 года первые минские пассажиры опробовали новый вид транспорта – подземный.А 30 июня началось регулярное движение поездов по 1-му участку 1-й линии метро белорусской столицы. Все были в восторге. И хорошо, что большинство первых пассажиров не знали тогда, что предшествовало этому знаменательному событию еще до начала сооружения метрополитена.

Идею строительства минской подземки более 40 лет назад в «центре» восприняли без восторга…

В конце 60-х годов прошлого столетия в Минске была разработана комплексная транспортная схема, определившая направления развития городского пассажирского транспорта и улично-дорожной сети на ближайшие десятилетия. Поскольку на реализацию проекта нужны были огромные деньги, его должны были утвердить Госплан и Госгражданстрой СССР (организации, находившиеся в столице государства) после заключения экспертной комиссии.

Некоторые подробности той истории рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» Феликс Глик. Будучи молодым проектировщиком, он участвовал в разработке комплексной транспортной схемы – проводил обследования и расчеты по разделу «Пассажирский транспорт». Кроме того, Глика назначили главным инженером проекта по выполнению этого раздела. Сейчас Феликс Григорьевич – главный специалист отдела улично-дорожной сети и транспорта УП «Минскградо».

Населением не вышли

Самые жаркие споры московских экспертов вызвала тема развития в Минске метрополитена. Главным основанием для строительства метро в СССР было количество населения в городе: не менее миллиона человек. Наш город не дотягивал до этого показателя. Но белорусская столица развивалась очень стремительно, и все понимали, что лет через 5–10, а может, и раньше миллионная планка будет взята. Но перспективы во внимание не брали, тем более что в стране уже были города-миллионники, в которых метро строить даже не планировали.

Чтобы добиться разрешения на проектирование метрополитена, нужно было доказать, что в Минске имеются огромные трудности с перевозками пассажиров. Специалисты из Москвы приезжали в белорусскую столицу, чтобы измерить пассажиропотоки, другие параметры и определить, нужно здесь метро или нет. Госплан СССР не поддерживал эту идею, и предложения белорусских проектировщиков рассматривались на уровне ЦК КПСС и союзного Совмина.

Не докажешь – не поедешь

Экономические выкладки, которые приводили белорусские специалисты, не показались союзному начальству достаточно вескими. Среди оснований, перечисленных нашими проектировщиками, были оторванность спальных районов от заводов и фабрик, большие затраты времени на внутригородские поездки, экономический эффект, который планировали достичь за счет сокращения времени передвижения. В городе к тому времени работали около полутора сотен крупных предприятий, в которые люди ездили не только из прилегающих поселков, как раньше, но и из новых спальных районов…

Мифы и реальность

О той ситуации рассказывают много историй. Какие из них основаны на реальных событиях, а какие – на слухах, сейчас трудно сказать. Например, бытует мнение, что для достижения миллионного барьера правительство БССР создало льготные условия для переселения в столицу сельских жителей, прежде всего из Минского района и области. Благодаря этому, говорят, Минск быстро стал городом-миллионником.

Специалисты, продвигавшие в то время идею строительства минского метро, считают, что не это сыграло главную роль. Московские коллеги подсказали, что нужно выдвинуть другие аргументы, рассказывал Феликс Глик. Мол, для Минска как столицы приграничной республики много значит эффективная организация гражданской обороны (напомню – дело было на рубеже 1960-х и 1970-х, еще свежи были в памяти события в Венгрии и Чехословакии). А важность метрополитена в этом деле трудно переоценить: как известно, в случае чего сооружения подземки служат убежищами и бункерами…

С таким обоснованием проект удалось защитить в Москве, и разрешение на строительство подземки было получено.

 

развилка метро между станциями Купаловской и Октябрьской

 

В 1976 году завершилась разработка проекта первой очереди. В феврале 1977-го Совмин СССР подписал распоряжение «О начале строительства метрополитена в г. Минске», а в марте вышло соответствующее постановление ЦК КПБ и Совмина БССР. Новое строительство получило статус важнейшего в республике со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами: партийные, советские и хозяйственные органы должны были оказывать ему всяческую помощь.

Известна еще одна интересная история строительства более позднего периода. Рассказывают, что после гибели Петра Мироновича Машерова в 1980 году союзное начальство намеревалось законсервировать строительство минского метро. Но во многом благодаря снимкам Петра Костромы, который уже тогда вел фотолетопись строительства подземки, высшее руководство удалось убедить, что останавливать стройку нельзя.

 

высший эшелон белорусской власти на открытии метро +

 

Обратите внимание на эту картинку: станция «Московская» поначалу планировалась перед станцией «Пл. Ленина» (где сейчас «Институт культуры»). А там, где в итоге построили «Московскую», на схеме видим «Волгоградскую».

В одном из фотоальбомов Петра Костромы есть такая текстовка по этому поводу: «Самая близкая по тем временам к Москве станция метро «Московская» была последней на 1-й очереди 1-й линии…»

С оговорками

Вместе с тем «шиковать» проектировщикам не позволили. К примеру, в ответ на предложение минских специалистов запланировать строительство двух, а затем трех линий метрополитена московские начальники сказали как отрезали: хватит Минску и одной линии – под проспектом Ленина. Не стоило рассчитывать и на четыре ленты эскалатора на станции «Октябрьская»: на такую роскошь имели право лишь Москва и Ленинград.

Старт 7-летнего строительства

В июне 1977 года в Минске началось строительство первой линии метрополитена. В нем участвовали почти 250 предприятий Советского Союза.

 

забивание первой сваи метро

 

Для проектирования объектов метро был создан Минский филиал проектно-изыскательского института «Метрогипротранс», позже преобразованный в ОАО «Минскметропроект».

Ввод в эксплуатацию метрополитена в 1980-е годы позволил решить большую транспортную проблему, которая в то время довольно остро стояла в Минске. Наземный транспорт буквально задыхался от возрастающих пассажиропотоков. Поэтому ни у кого не вызвал удивления тот факт, что с момента пуска метро стало самым любимым видом общественного транспорта горожан.

 

строительство станции метро Октябрьская возде ДК Профсоюзов+

строительство станции метро Площадь Победы

 

Фото Петра Костромы

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий