Поведение охранников торговых точек – бдительность или превышение полномочий?

02 Авг 2014 13:00

Автор:

Блог автора

В агентство «Минск-Новости» приходят письма с жалобами: служба безопасности магазинов злоупотребляет полномочиями. Имеет ли охранник право не пустить посетителя в торговый зал с детской коляской, чемоданом? Обыскать дамскую сумочку? На эти и другие вопросы отвечает заместитель начальника отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома Владимир Пучик.

***

После работы Мария зашла в магазин, чтобы купить пакет молока.

– При мне были сумочка и дорожный рюкзак, который я оставила в камере хранения, – рассказывает минчанка. – В торговом зале пробыла недолго, расплатилась, забрала рюкзак и уже направилась к выходу. Ко мне подошел охранник и потребовал показать содержимое дамской сумочки. Я не стала противиться, но чувствовала себя униженной…

– Служба безопасности супермаркета не имеет права на проведение личного досмотра и обыска, – комментирует Владимир Самуилович. – Такими полномочиями обладают только сотрудники правоохранительных органов. Или охранник, у которого есть лицензия на охранную деятельность. При этом он обязан показать документы. В противном случае покупатель может отказаться демонстрировать личные вещи.

Если все-таки по отношению к нему возникли подозрения, а лицензии на охранную деятельность у работников магазина нет, они должны вызвать милицию, которая во всем разберется.

***

Кристина зашла в магазин с рюкзаком, а охранник сказал, чтобы сдала его в камеру хранения.

– Никто не имеет права не пускать вас в торговый зал со своими сумками, – поясняет Владимир Пучик. – Можно зайти хоть с дорожным чемоданом. Что касается камер хранения, то они существуют для удобства покупателей. Ни один работник магазина не вправе заставить вас сдавать туда поклажу.

Кстати, за оставленное в камере хранения магазин несет ответственность. Предупреждения типа «за оставленные в ячейках вещи администрация ответственности не несет» не имеют юридической силы и вводят покупателей в заблуждение.

***

– В универсаме объявление: «Вход с колясками запрещен», и мне не разрешили войти с коляской, – сетует Наталья. – Как же можно совершать покупки, держа в одной руке ребенка, а в другой корзинку?

– В документах, которыми регулируются взаимоотношения покупателя и продавца, ничего не сказано о том, можно или нельзя посещать магазин с детской коляской, – говорит Владимир Пучик. – В любом случае сотрудники магазина, независимо от формы собственности, не имеют права не пускать таких покупателей.

***

– Предположим, я хочу купить одну бутылку воды. Зачем мне брать в магазине корзинку? – рассуждает Николай. Однажды его остановили и указали на плакат с надписью, что «покупатели без инвентарных корзин не обслуживаются».

– Требование неправомерно, – утверждает специалист. – Пользоваться корзинами, тележками или другими приспособлениями покупатели не обязаны. Однако класть товар в сумки запрещается. Это четко прописано в постановлении № 26 Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 года.

***

Случаи из практики правозащитников комментирует председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша.

Белье с дефектом

Алена купила в магазине комплект нижнего белья, а он оказался с дефектом. Обратившись к продавцу, девушка получила отказ, мол, такой товар нельзя вернуть обратно в магазин. Кто же прав в этой ситуации?

– Действительно, нательное белье обмену не подлежит. Но потребитель приобрел некачественный товар и имеет право на обмен или расторжение договора купли-продажи. Продавец обязан удовлетворить требование покупателя о замене или возврате товара.

Пишите письма

При покупке коробки конфет Антон заметил, что срок их хранения истек неделю назад. По этому поводу написал в Книге замечаний и предложений просьбу не торговать продукцией с истекшим сроком хранения. Должен ли ему прийти ответ на такую запись и в какой срок? Что он может предпринять, если ответа не получит?

– Запись в Книге замечаний и предложений магазин обязан рассмотреть в течение 15 дней и дать письменный ответ. Если ответа не будет, покупатель вправе обратиться в контролирующий орган (например, в инспекцию Министерства по налогам и сборам того района, где расположен магазин) с жалобой, что на запись не последовало ответа.

Брюки в браке

Света приобрела брючный костюм. Продавец сказала, что в случае чего товар примет назад, но чек покупательнице не выдала. Вернувшись домой, Света обнаружила брак. На следующий день пришла в торговый центр и попросила вернуть деньги. Продавец отказалась…

– Отсутствие чека – не основание для отказа продавца вернуть деньги. В таком случае покупателю необходимо написать претензию, вручив ее лично (оставить себе копию, на которой представитель торговой точки должен поставить подпись, мол, документ принят). Как вариант – направьте заявление по почте заказным письмом с уведомлением, обратитесь к продавцу через запись в Книге замечаний и предложений с указанием конкретного требования.

Сроки горят

Максиму подарили ноутбук, а техника через месяц перестала включаться. В ремонте компьютер находится уже больше месяца…

– Поскольку гарантийный ремонт должен быть произведен в течение 14 дней с момента обращения в сервисный центр, покупатель имеет право отказаться от дальнейшего проведения ремонта и потребовать у продавца возврата денег за некачественный товар. Сначала забрать ноутбук из сервисного центра, затем обратиться к продавцу, письменно изложив свое требование. Заявление вручить лично либо отправить по почте заказным письмом с уведомлением.

Комментарии к статье
Добавить комментарий