Как «Беларусы» пашут в Казахстане, или Почему казахи любят тракторы МТЗ

03 Авг 2014 10:45

Автор:

Блог автора

Более 70 % тракторов в Казахстане создано Минским тракторным заводом. 

Почему там так любят «Беларуса» и с какими сложностями сталкиваются местные совхозы при его покупке, узнал наш корреспондент, побывав в пресс-туре по этой республике

В теории

Беларусь с Республикой Казахстан схожи, как минимум, трепетным отношением к сельскому хозяйству и взаимной поддержкой в этой сфере. Причем сотрудничество как в теории, так и на практике: обучение квалифицированных специалистов и совместное производство тракторов и комбайнов. Одну из главных ролей в таком партнерстве играет МТЗ. Именно его продукция первой начала создавать имидж белорусской техники еще во времена СССР.

В октябре 2013-го в Астане при Казахском агротехническом университете им. С. Сейфуллина был открыт совместный учебно-производственный центр подготовки и переподготовки инженерных кадров.

IMG_1843

В нем представлены образцы новейшей сельскохозяйственной техники из Беларуси – целый павильон посвящен МТЗ.

IMG_1789

IMG_1796

– У нас эти машины любят: даже самые старые модели «Беларусов» с открытой кабиной до сих пор работают, – рассказывает декан технического факультета Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина Саяхат Нукешев. – Наши механизаторы очень хорошо отзываются об «МТЗ-80» и «МТЗ-82»: они неприхотливы, редко ломаются, а если что-то и случается, то их легко отремонтировать в мастерской совхоза. А вот с сервисным обслуживанием новой техники до недавнего времени возникали проблемы: не было квалифицированных специалистов. Сейчас же мы их готовим в нашем центре, в прошлом году там получили знания около 1.000 студентов, плюс прошли переподготовку труженики сельскохозяйственных предприятий со всего Казахстана.

Интересно, что в программе обучения университета четко прописано знакомство будущих специалистов с продукцией белорусских компаний «Гомсельмаш», «Бобруйскагромаш», «Лидагропроммаш», «Унибокс» и МТЗ.

IMG_1817

IMG_1827

IMG_1833

IMG_1823

IMG_1826

Предприятия же в свою очередь предоставляют учебному заведению новейшие модели. Как пример, в павильоне Минского тракторного завода помимо легендарной 80-ки находятся два новых «Беларуса» – 2022.3 и 35-22. Последний – в разрезанном виде, чтобы учащимся было проще ознакомиться с его механизмами.

IMG_1795

IMG_1798

Одна такая машина стоит около 120 тыс. долларов, однако подобные расходы в будущем окупятся с лихвой.

– Многие фермеры не знают о новых образцах минских тракторов, – поясняет Сая­хат Нукешев. – Но после того как мы открыли центр, идет широкая реклама. Ведь наши выпускники потом заказывают именно ту технику, которую изучили в центре.

На практике

В ведущих сельских хозяйствах Карасуского района Костанайской области ТОО «Железнодорожное-АМФ» и ТОО «Макс» неустанно трудятся 29 «Беларусов».

IMG_3557

Они пашут, сеют, собирают урожай и помогают обслуживать скот.

IMG_3381

IMG_3389

Директор предприятий Максим Артемук просто нарадоваться не может таким помощникам:

IMG_3344

– Да, техника дальнего зарубежья пока выше по качеству, но в то же время и в разы дороже, чем белорусская. За деньги, которые отдал бы за один посевной комплекс «Джон Дир», могу купить такой же ваш, к нему комбайн «Есиль», трактор «Беларус» и еще останется на машину для специалиста. Плюс замена какой-нибудь запчасти «Джона Дира», если та, не дай бог, выйдет из строя, обходится в тысячи долларов. Причем на ремонт уходит дней десять, пока все необходимое доставят. Во время посевной кампании такой срок – просто катастрофа для фермера. «Беларус» же и ломается редко, и в обслуживании неприхотлив.

С запчастями для минских тракторов, по словам местного механизатора Николая Анохина, никаких хлопот нет. Потому как «Беларусов» уже давно производят в Казахстане на Семипалатинском автосборочном заводе.

IMG_3545

Единственное, на что может пожаловаться экономный хозяин, – на дилерскую сеть, точнее, на накрученную цену.

– Я долго добивался того, чтобы купить 6 тракторов напрямую у МТЗ, – вспоминает Максим Артемук. – Потому как у дилеров каждая машина стоила на два миллиона тенге (11 тыс. долларов) дороже, за весь товар накрутка получалась 12 млн тенге (66 тыс. долларов). И мне бы очень хотелось, чтобы ваш завод активнее работал с клиентами без посредников. Во времена СССР достаточно было сделать один звонок – и необходимую технику доставляли меньше чем через неделю. К слову, от Таможенного союза между нашими государствами вижу только плюсы, потому как машины теперь можно перевозить без дополнительных пошлин. Вот только хлопот с документами меньше не стало. До сих пор существует множество юридических нюансов, в которых сложно разобраться. Надеюсь, с созданием единой экономической зоны покупать у вас технику станет проще.

IMG_3477

В пресс-туре мы также встретились с предпринимателями Костанайской области. Все они хвалили белорусскую технику. Однако в бочке меда оказалась и ложка дегтя. Бизнесмены сетовали, что из Синеокой приходят машины в основном без навесного оборудования, в то время как аппараты из дальнего зарубежья всегда укомплектованы полностью.

IMG_3700

– У нас все хозяйства используют тракторы «Беларус» круглогодично, – говорит директор ТОО «Урал ЛТД» Валентин Романов. – Очень бы хотелось, чтобы эта рабочая лошадка доставлялась к нам уже с различными приспособлениями, позволяющими проводить весь цикл работ: обработку почвы, посев и так далее.

IMG_3471

В заключение стоит передать пожелание костанайских аграриев белорусским производителям техники: смелее и активнее работать на рынке Казахстана, пока здесь есть пространство для ведения бизнеса.

Комментарии к статье
Добавить комментарий