Августовский форум педагогов: успехи и проблемы столичной системы образования

22 Авг 2014 10:18

Автор:

Блог автора

Сегодня в Минске пройдет августовский форум педагогов – традиционная встреча коллег накануне Дня знаний. Об успехах и проблемах столичной системы образования рассказывает председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Мирончик.

– Радуют ли вас результаты минувшего учебного года?

– Если судить по количественным показателям, то результаты неплохие.

Так, более 80 % выпускников начальной школы, принимавших участие во вступительных испытаниях в гимназии, набрали от 48 до 60 баллов, а это значит, что они хорошо усвоили учебную программу. На экзаменах за курс базовой школы более половины девятиклассников также показали высокий уровень знаний. У одиннадцатиклассников этот показатель равен 69 %, а по иностранному языку результаты еще выше – 70,6 %. Больше, чем в прошлом году, выдано свидетельств об общем базовом образовании с отличием. Их получили 532 девятиклассника.

Увеличилось и количество медалистов. Золотыми медалями награждены 287 выпускников и 34 – серебряными. Команда минских школьников вновь лидировала на заключительном этапе республиканской предметной олимпиады и на республиканском конкурсе исследовательских работ. Юные таланты столичных учебных учреждений стали победителями международных турниров, олимпиад, конкурсов.

Важно, чтобы полученные молодежью знания стали тем надежным капиталом, который сработает как на личную самореализацию, так и на благополучие государства.

– Обычно в начале учебного года из столичной системы образования поступает много новостей. Наверное, так будет и в этот раз?

– В микрорайонах новой застройки готовятся к открытию 2 школы и 5 дошкольных учреждений. В жилом комплексе «Маяк Минска» экспериментальная школа примет детей уже 1 сентября. После реконструкции в Центральном районе начнет работу Центр дополнительного образования детей и молодежи «Контакт», откроется здание колледжа электроники с пристройкой для центра реабилитации детей-инвалидов.

Продолжается оптимизация сети. Закрыты школа № 33 в Партизанском, вечерние школы № 19 в Ленинском и № 21 во Фрунзенском районах, школа-интернат № 5 для детей-сирот в Заводском.

– В средствах массовой информации обсуждается проблема нехватки педагогических кадров, особенно учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений…

– В целом учреждения образования города укомплектованы педагогическими кадрами. Но в связи с тем, что в последнее время юных минчан стало больше, проблема с воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов действительно стала злободневной. К сожалению, исправить ситуацию за счет притока молодых специалистов не получается. Если в 2013-м при заявке на 132 учителя начальных классов БГПУ им. Максима Танка направил в Минск 40 выпускников, то в нынешнем году столица получила только 24 педагога, и это при потребности в 230. Предполагаем, что на начало учебного года нам будет не хватать 100 учителей начальной школы.

Не менее остро стоит вопрос комплектования педагогическими кадрами учреждений дошкольного образования. В этом году при заявке на 768 специалистов в столицу направили только 73.

Чтобы не оставить школы и детские сады без очень нужных специалистов, к работе привлекают студентов старших курсов, педагогов пенсионного возраста. Как положительный факт отмечу, что в наступающем учебном году будут открыты группы по подготовке воспитателей учреждений дошкольного образования на базе Минского государственного колледжа сферы обслуживания.

– Остается ли актуальным вопрос обеспечения юных минчан местами в дошкольных учреждениях в шаговой доступности? И по-прежнему ли перегружены минские сады?

– Дошкольная система образования первой ощущает изменения демографической ситуации. Многие помнят, как в 80-е годы прошлого века из-за падения рождаемости детские сады опустели, их здания даже стали передавать другим организациям. А уже в 1990-е в связи с интенсивным развитием Минска и ростом городского населения снова возникла проблема с местами в дошкольных учреждениях. Сегодня в столице проживают почти 68 тыс. детей в возрасте до 3 лет. Это на 4.195 больше, чем в 2011-м. Число воспитанников детских садов с 2012 г. увеличилось на 7.735.

Очевидно, что город обретает все признаки современного мегаполиса. И как следствие – приток в детские сады иногородних малышей, особенно из Минского района. В прошлом году их было 2.803, что на 793 больше по сравнению с предыдущим. Кстати, это ни много ни мало 11 полноценных детских садов.

Сегодня сеть дошкольных учреждений столицы способна принять 86 % детей, однако этот высокий уровень частично обеспечен за счет превышения нормативной наполняемости групп. В прошлом учебном году в среднем по городу она составляла 120 %.

Что касается недостатка мест в учреждениях, расположенных в шаговой доступности, то эта проблема актуальна только в микрорайонах-новостройках, а также в тех старых кварталах, где ведется точечная застройка. Там мы организуем подвоз родителей с малышами. В 2013-м работали пять специальных «детских» маршрутов: по одному в микрорайонах Восточный (Первомайский район) и Брилевичи (Московский) и три маршрута в жилом районе Каменная Горка (Фрунзенский).

Для увеличения количества мест в детских садах в Минске с 2009-го по 2013 г. построены 10 учреждений дошкольного образования. Одна из последних новостроек, садик на 230 мест в микрорайоне Каменная Горка – 3, открылся в апреле. Кроме того, до конца нынешнего года запланировано завершение строительства еще четырех учреждений. Это ясли-сад на 230 мест в Первомайском районе, открытие должно состояться в сентябре; в декабре – ясли-сад на 230 мест в Каменной Горке – 1, ясли-сад на 190 мест в Каменной Горке – 4, учебно-педагогический комплекс с детским садом и начальной школой (120+160 мест) в районе комплексной застройки территории Парка высоких технологий.

Еще 4 садика планируется построить в 2017 г. В итоге к 2018-му количество мест в учреждениях дошкольного образования увеличится на 4.670, что позволит удовлетворить потребности города.

Не могу не сказать еще об одной проблеме: ежегодно почти 3 тысячи мест (а это «население» 12 садов), предназначенных для младших детей, занимают шестилетки, не приступившие к занятиям в школе и остающиеся в дошкольных учреждениях по заявлению родителей. По существующему законодательству это их право. Но в сложившейся ситуации оно в определенной степени ущемляет права других семей. Свои предложения по этому поводу городской комитет по образованию уже высказал.

Хочу отметить, что названные выше проблемы не оказывают серьезного влияния на качество дошкольного образования. Наши сады имеют все условия для организации образовательной и развивающей работы, проведения мероприятий по укреплению здоровья воспитанников. Объективные показатели говорят о том, что заболеваемость детей продолжала снижаться. А это имеет и экономический эффект: мамы стали меньше сидеть на больничном по уходу за ребенком.

– В прошлом году в школы вернулись профильные классы. Сколько десятиклассников пожелали в них учиться? Какие направления они выбирают?

– Действительно, созданы условия для изучения учащимися отдельных предметов на повышенном уровне. Открыты 65 профильных классов и 10 групп (в пяти классах), а это почти треть от всех десятых. Всего в них обучались 1.602 учащихся.

В новом учебном году обучение на повышенном уровне будет организовано в 194 десятых классах. Это 51 % от их общего числа. Как и в прошлом году, по популярности лидируют филологическое и физико-математическое направления.

– Сколько молодых педагогов 1 сентября приступят к своим обязанностям? Что делается для того, чтобы они после положенной отработки не покидали учреждения образования?

– В новом учебном году в школы города придут около 700 молодых учителей. Вопрос снижения оттока педагогических кадров находится на постоянном контроле комитета. Ежегодно в августе совместно с горкомом профсоюза мы проводим встречи, на которых начинающие специалисты знакомятся с системой образования столицы, получают памятные подарки.

В районных управлениях образования, спорта и туризма, в учебных заведениях города сложилась определенная система работы с молодежью. За каждым новичком закрепляют опытного педагога-наставника, работают районные «Школы молодого учителя». Традиционно проводятся недели педагогического мастерства молодых специалистов «Педагогический дебют». Комитет по образованию рекомендует руководителям учреждений принимать все возможные меры для увеличения заработной платы молодых педагогов за счет надбавок и доплат.

Молодежь волнует в первую очередь жилищный вопрос. Три года назад комитету по образованию были выделены 120 мест в общежитии на ул. Гинтовта. Надеемся, что педагогам будут предоставлять и арендное жилье.

– В прошлом учебном году в 11 учреждениях Минска внедрялся проект «Электронная школа». Как скоро к нему подключатся остальные школы и гимназии столицы?

– Региональный пилотный проект «Электронная школа» – одно из направлений концепции «Умная школа», которая разрабатывается в рамках программы «Умный город». Даже простое перечисление новых сервисов, предлагаемых проектом, дает представление, на какой уровень должны подняться взаимосвязи в этой цепочке: педагог – ученик – родители – социум. Электронные классный журнал, дневник, расписание занятий, документооборот… Например, «Карта учащегося» совмещает в себе универсальное электронное удостоверение личности и банковскую платежную карточку. Она может использоваться и как ключ авторизации в компьютерном классе, и как читательский билет в библиотеке, а в перспективе – даже в качестве проездного документа в общественном транспорте.

В проекте участвовали 6 гимназий и 5 школ. Нашими партнерами в его разработке и реализации стали Центр систем идентификации НАН Беларуси, Белорусский государственный университет, ОАО «АСБ Беларусбанк». А заказчиком является Министерство образования.

Проект вызвал большой интерес у педагогов, учеников и родителей. Круг его участников будет расширяться. Можно сказать, что для столичной школы это уже не перспектива, а необходимая реальность.

– Сколько малышей 1 сентября станут учениками? В некоторых школах не хватает мест, чтобы усадить всех, а другие еле-еле набирают первоклашек на два класса. Как комитет по образованию регулирует вопросы, связанные с открытием первых классов?

– По предварительным данным, в новом учебном году у нас будет 806 таких классов, в которые придут около 20.000 детей. Для сравнения: в прошлом учебном году работали 787 классов, в них занимались 19.336 ребят. Конечно, учреждения образования, расположенные в новых микрорайонах или вблизи точечной застройки, заполнены больше, чем школы в тех районах, где строительство не ведется. Наиболее востребованы первые классы гимназий, особенно тех, которые имеют высокий рейтинг по результатам предметных олимпиад и поступления выпускников в вузы. Вопросы набора учащихся регулируются с помощью закрепления микрорайонов за конкретными учреждениями образования.

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий