Годный город на годном месте

10 Сен 2014 16:12

Автор:

Блог автора

У каждого города своя мелодия.

Для Минска – это тихое журчанье  подземной Немиги. Летописная река, на  «кровавых берегах» которой  почти тысячу лет назад был основан Минск, не видна, и только истинный минчанин  слухом души  уловит  в её плеске и  лязг мечей тех далёких времен, и  горестный плач недавней трагедии.

Чистый голос молитв, творящихся в  православном Свято-Духовом соборе и Архикафедральном католическом костёле Пресвятой Девы Марии свидетельствуют не только о  мирном существовании в Минске различных религиозных конфессий, но, вкупе с боем часов на Ратуше, задают тон строгий и задушевный  самому музыкальному  району Минска, где  собраны  Академия музыки и Союз композиторов, музыкальная гимназия-колледж, музыкальная школа,  где сохранился дом, в котором разыгрывалась первая национальная опера великого нашего земляка  польского композитора Станислава Монюшки. Отсюда рукой подать до  театра оперы и балета, концертных залов Дворца Республики и Дома офицеров.

Именно здесь шлифовался талант тех, в чью честь теперь зажигаются звёзды на площадях других городов. Именно здесь музыкальным гением  композитора Владимира Оловникова родилась мелодия, которую  минчане впоследствии единодушно  назвали  гимном города.

У каждого города есть свои краски.  Минск  разноцветен и ярок. Он расцветает цветами государственного флага к главному и любимому торжеству —  празднику Победы, когда  на площадях и улицах, у обелисков и Вечного огня алым пламенем вспыхивают тюльпаны, сочетая в себе  два цвета  жизни – зелёный и красный.

Миллионами цветов  радует минчан лето, оно раскидывает  над городом голубой небесный шатёр, давший лазоревую основу  старинному гербу города.

26 августа 1500 года  по реке  Свислочь, против течения, приплыла икона с ликом Божьей  Матери. По преданиям она  написана в Византии  евангелистом Лукой. Позже  находилась в Киеве, а при   разграблении его врагами была брошена в Днепр и, вопреки  законам природы, оказалась в Минске.   В 1591 году  иконописный лик  Пресвятой Девы Марии с херувимами становится гербом Минска.  На лазурном небесном фоне  в пурпурном плаще  защитница человечества, женщина- мать  окружает Минск покоем, одаряет мудростью и добротой.

С  явления  образа в конце  августа начинается череда  праздников, посвященных   высокой покровительнице белорусской столицы: Успенье,  День Владимирской иконы, Рождество Богородицы.   Потому и выбрана ранняя осень с её золотым бабьим летом для проведения  Дня  города  во вторые выходные сентября.

К этому времени возвращаются с каникул школьники, наполняют город студенты, освобождаются  от летних забот дачники. И многое  в организации праздника принадлежит им: открываются  студенческие   улицы и городки, где работают молодёжные  театры и мастерские, маршируют в спортивных и музыкальных  парадах школьники, соревнуются в  различных конкурсах дачники.  Главные проспекты  служит огромной сценической площадкой для  профессионалов и самодеятельных артистов.  Во всех районах города проходят ярмарки и концерты. Улицы отданы в распоряжение   атлетов, парковые аттракционы не знают отдыха. Ближе к полночи праздник завершается красочным фейерверком.

Праздник уходит, а краски его остаются в произведениях художников, народных мастеров соломо- и лозоплетения, гончаров, кузнецов, стеклодувов, в нарядных костюмах танцевальных ансамблей, чтобы  могли ими любоваться минчане и гости  в  художественном музее и  салонах магазинах, галереях, коллекциях, выставках…

У каждого города свой аромат.  Окна Минска всегда были открыты в поле.  И  белорусские нивы врываются  в них запахами  цветов и сена,  солнечной пылью страды,  терпкостью антоновских яблок .

Тысячью  родственных, дружеских, соседских, дачных, шефских уз связан Минск с селом.  Наиболее материальны и ощутимы эти связи  летом и осенью, когда  пахнут малиной и огурцами дачные поезда, когда столичные рынки полыхают радугой  разноцветных овощей, грибов  и фруктов,  когда  во дворах  торгуют  отборным картофелем, а над Минском витает дух горячего  свежего хлеба.

Более ста сортов  только чёрного  хлеба, производимого в Минске,  с тмином и  картошкой, на кленовых и капустных листьях, круглого и  «кирпичиком»  являются и предметом гордости, и статьёю  экспорта, и  историей   нации, переданной  из поколения в поколение.  За ним  выстраиваются очереди на выставках-ярмарках в чужедальних странах,  его  везут из Минска как самый дорогой сувенир,  он украшает   столы минчан в праздники и в будни.  В паре со знаменитой шинкой, колбаской,  картошкой и кристально чистой продукцией  минского «Кристалла» является гвоздём  меню  многочисленных ресторанов города.

У каждого города свой характер.  Минск – город с мужским именем, мужским нравом,  статью, крепкими кулаками рабочего и воина.   И если можно петь о «конфетках — бараночках» Москвы,  представлять в вихре вальса Вену,  на тонких каблучках Варшаву, то  Минск   вполне согласуется с  образом  рабочего – минчанина Трифона Лукьяновича – прототипа  скульптуры воина-освободителя в Берлине: отец и семьянин, работник и защитник, волею судьбы ставший солдатом.

Будучи на протяжении многих веков городом мастеровитых ремесленников,  Минск копил силу и умение, чтобы выразить эти качества   в иных масштабах.  И когда на  дымящихся руинах  начал строиться автомобильный завод, то он стал заводом-гигантом.  За 70 лет им  пройден путь от первых грузовиков с эмблемой  мощного зубра на капоте до суперсильных  автопоездов, автобусов, колёсных тягачей,  которые работают в  Арктике и Антарктиде, в пустынях и горах. Во время сильных морозов 2006 года  во всей Сибири заводились   и работали только автомобили МАЗа,  и только его колёсные тягачи  той же суровой зимой  в составе отряда российского МЧС   прошли на Аляску по льду Берингова пролива. «Белыми аистами» называют в городах СНГ  троллейбусы Минского производства,   и в отдалённых уголках земли знают  слово «Беларус», ибо именно оно начертано на самом трудолюбивом тракторе планеты.

У каждого города свои хижины и свои дворцы. У Минска нет предместий.  Белорусская столица открывается взору въезжающих серпантинами Сухарева,  строгими кварталами Уручья, обжитостью Масюковщины и  ещё младенческой незащищенностью Лошицы и Каменной Горки.  Новые микрорайоны не только сохранили    извечные имена – Грушевка, Малиновка,  Зелёный Луг,  Веснянка, Чижовка — но  и удачно  срослись с  патриархальными дворами и садиками, усадьбами  и  парками.

Когда на руины послевоенного Минска пришли строители,   каждый возведенный ими дом  становился общегородским праздником.  И кусочек проспекта Независимости  стал мировым образцом   нового «ампира» не только из-за своих архитектурных достоинств. Но и потому, что каждый  оконный проём, эркер, каждый завиток лепнины  наполнен любовью минчан.

Достижения крупнопанельного домостроения отмечались памятными панелями. И вот уже стал достоянием истории дом с надписью «1 млн. квадратных метров», потом «2», «3». К сегодняшнему дню, когда для Минска  миллион квадратных метров  стал ежегодным,   свои успехи строители стали обозначать знаковыми объектами. Железнодорожный вокзал, футбольный манеж,  Ледовые дворцы и арены, Национальная библиотека, велосипедная трасса, загородный горнолыжный центр «Силичи», питьевые источники с глубинными артезианскими и минеральными водами.

Но как бы ни прекрасен был  новый город,  сердце ищет в нём уголки,  напоминающие о почти тысячелетней истории. И тогда возрождается Троицкое предместье,  восстаёт из небытия гостиница «Европа», из глубины веков   материализуется  старинная городская ратуша.  И если   более пятисот назад, получив  Магдебургское право и  вместе с ним разрешение  «На месцу  годным   мають  справити ратуш под которым будуть  мети крамницу и клети хлебные,  и комору постригальную»,  то среди  «хлебных клетей       и постригальных контор» современного Минска   Ратуша  встаёт милым сердцу напоминанием о  «годном городе на годном месте».  И если первой записью в её истории в 1582 году было свидетельство о заключении под стражу хулиганствующего минчанина, то новую историю ратуши открыл документ о  начале  матча на  кубок Дэвиса по теннису, в котором  Минск показал себя достойно и «годно».

Совершает  по небосводу круг солнце,  проходит  круг стрелка ратушных часов, ночными огнями расцвечивается Минск,  музыка праздничных улиц   перемещается в   концертные залы .  И только мелодия  легендарной Немиги остаётся вечной и неизменной…

Комментарии к статье
Добавить комментарий