Где ждут выхода на сцену персонажи спектаклей театра кукол и как их создают?

12 Окт 2014 16:30

Автор:

Блог автора

Кто и из каких материалов создает персонажей для постановок Белорусского государственного театра кукол и как проходит подготовка к премьерному спектаклю, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Куклы

Художник-бутафор Олег Николайчик мастерит героев спектаклей кукольного театра уже 50 лет. Устраиваться на работу пришел по объявлению еще школьником. В театре кукол он незаменимый специалист.

– Год назад у меня появился помощник, который, так же как и я, трудится с удовольствием, – рассказывает художник. – А вообще люди звонят, интересуются вакансиями, но когда узнают, какая зарплата, желание работать у них пропадает. Те, кто умеет что-то делать руками, стараются устроиться так, чтобы ручная работа оценивалась по максимуму. Фанатов не осталось. Кроме того, специалисту нужно знать основы не менее шести-семи профессий: резчика по дереву, скульптора, жестянщика, чеканщика, столяра, токаря… В наших учебных заведениях бутафоров не готовят, только во времена Советского Союза учили профессии в Горьком и Одессе.

В бутафорской мастерской на столе разложены готовые эскизы, на которых изображены забавные маленькие козлята, их мама, зубастый волк и множество ярких кружечек, чайничков и других атрибутов – полным ходом идет подготовка к спектаклю «Волк и семеро козлят». Задача бутафора – придумать, как изготовить все это. Куклы надо сделать прочными, и при этом у них должны легко двигаться ручки, ножки, поворачиваться головы.

Порой случаются казусы. Так, однажды прямо посреди спектакля «Волшебная лампа Аладдина» у главного персонажа поломались ручки! Олега Владимировича срочно вызвали за кулисы, чтобы в антракте он «вылечил больного».

– Куклами этого спектакля управлять непросто: на одного персонажа – два артиста. Актеры молодцы – справились с форс-мажором и дотянули до перерыва. В итоге никто из зрителей даже не догадался, что на сцене что-то пошло не так.

Большинство персонажей спектаклей изготавливают из папье-маше, некоторых из поролона, дерева. Сверху куклы обшивают тканью, и выглядят они, как мягкие игрушки с витрины «Детского мира». Для новой постановки Олег Владимирович мастерит плоских героев из изолона. Актеры будут их крепить к магнитной доске. «Волк и семеро козлят» – интерактивный спектакль: малыши из зала станут подсказывать козлятам, где лучше спрятаться от хищника.

Костюмы

Нарядами артистов и кукол занимается швейный цех.

– Шить миниатюрные платьица и смокинги впервые начала шесть лет назад, когда устроилась в театр. До этого работала в ателье, – вспоминает художник-модельер театрального костюма Лариса Лапко. – Тогда и поняла: создание кукольных костюмов более трудоемкое, на их подготовку уходит больше времени. В комедии для взрослых «Тартюф» у всех главных героев есть несколько дублеров, и каждого надо одеть. Пошив такой мелкой одежды – практически ювелирная работа. Швейные строчки, стразы, бусины, узоры – все здесь должно быть миниатюрным.

К слову, и бутафору приходится создавать несколько дублеров. К примеру, у куклы Жанны д’Арк пять копий: маленькая девочка, дама в платье, воинствующая дева на коне, рыцарь в доспехах и мученица на костре.

В спектакле «Волк и семеро козлят» персонажи расписные. Над их украшением трудится художник-постановщик Татьяна Нерсисян. Для кукловодов сошьют скромные наряды в черно-белой гамме, чтобы они не отвлекали внимание зрителей от основного действа.

За кулисами

В театре есть хранилище действующих кукол. За порядком в нем следит заведующая костюмерным цехом Людмила Некрасова. Она говорит: хорошо бы установить стеллажи для хранения, пока же множество марионеток теснятся на деревянных вешалках. Здесь очередного выхода на сцену ждут персонажи спектаклей «Ладдзя роспачы», «Морозко», «Кот в сапогах», «Три сестры», «Мойдодыр», «Пеппи Длинныйчулок», «Чаму старэюць людзі?»… Вместе с ними и «долгожители» – герои постановок «Волшебная лампа Аладдина» и «Красная Шапочка». Им уже больше 35 лет! На протяжении всего этого времени на сцене выступают одни и те же куклы. Олег Николайчик их реставрирует, ремонтирует, поддерживает в хорошем состоянии.

Если спектакль отыгран и вряд ли когда-нибудь еще будет поставлен, кукол отправляют в музей, который находится в здании театра, или отдают в детские дома, школы для детской самодеятельности.

История

Государственный театр кукол БССР открылся в Гомеле 15 июля 1938 года. В 1950-м труппа переехала в Минск. Со второй половины 1970-х актеры все чаще выходят из-за ширмы на сценические подмостки и действуют не от имени куклы, а вместе с ней. Необычное творческое слияние человека и куклы заворожило взрослую публику. Она потянулась в театр, а режиссеры стали расширять репертуар, ориентируясь на возрастную аудиторию. Все чаще Белорусский государственный театр кукол обращается к классической литературе. Ставят спектакли по произведениям Якуба Коласа, Янки Купалы, Владимира Маяковского, Герхарда Гауптмана, Карло Гоцци, Михаила Булгакова, Уильяма Шекспира, Антона Чехова.

В 2008 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь театру присвоено звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь».

Театр кукол (1)

Театр кукол (2)

Театр кукол (4)

 

фото Тамары ХАМИЦЕВИЧ

Комментарии к статье
Добавить комментарий