«20 миллионов за обучение в автошколе? Выдумка!»

13 Окт 2014 14:35

Автор:

В агентстве «Минск-Новости» прошла онлайн-конференция на тему «Подорожает ли обучение в автошколах?». На вопросы читателей отвечал директор Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей Андрей Максимов. Наибольший интерес помимо грядущего изменения стоимости услуг автошкол вызвали нововведения в программе обучения.

Сегодня только в столице работают около 100 автошкол. Периодически появляются рейтинги, где критерием оценки становятся результативность сдачи экзаменов в ГАИ, цена обучения и даже отзывы в Интернете. Как не ошибиться в выборе, Андрей Максимов рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости».

– Если человек ищет автошколу поближе к дому, работе – это его дело. Но главным критерием должно быть все же качество оказания услуг, – считает директор ассоциации. – В Интернете любой может написать отзыв. Не исключаю, что некоторые не совсем добросовестные руководители автошкол сами там хвалят себя. Не надо смотреть и на рейтинги с процентами. Все очень субъективно. В данном случае совет один, и другого я не вижу: узнать, где находится автодром этой школы, пойти туда и напрямую пообщаться с учащимися. И еще: многие выбирают автошколы по рекомендациям друзей, знакомых, которые уже прошли обучение. Это я также считаю правильным.

Супердоходов, по словам специалиста, у автошкол нет. Средняя рентабельность – 3–5 %. Летом большинство автошкол работают и вовсе в убыток. Как правило, востребованность курсов увеличивается осенью, и всплеск приходится на начало учебного года. Основная масса претендентов на права – молодежь в возрасте от 18 до 20 лет.

– Сегодня молодые люди приходят уже подготовленными, – продолжает Андрей Максимов. – Вы посмотрите, как в парке даже малыши лихо рулят на электромобильчиках! То есть человек уже в таком возрасте имеет представление о процессе вождения. Его надо только направить. Но автошкола дает только формальное обучение. Опыт приходит со временем. Во многих странах есть установленное законодательством ограничение для молодых водителей: в первое время им запрещено управлять автомобилем без сопровождающего, имеющего достаточный опыт.

По приведенной экспертом статистике, наиболее «аварийный» период, как правило, приходится на 3–5-й год после получения прав. Водитель уже не считает себя новичком на дороге и думает, что готов к выполнению элементов «высшего пилотажа». Среди недавних выпускников автошкол лихачи – редкость. И тот факт, что больше половины курсантов не способны с первого раза доказать свои знания и умения на экзамене в ГАИ, по мнению специалиста, не говорит о качестве обучения.

– Статистика по сдаче экзаменов в ГАИ с первого раза не может отражать реальной действительности и говорить о качественной или некачественной подготовке водителей, – считает Андрей Максимов. – Потому что экзамен – это стресс. И тем более экзамен, который требует от человека не только мыслительной, но и двигательной напряженности! А мышцы скованы. Конечно, ошибки могут быть. Многие не сдают, потому что переволновались. Другим действительно чего-то не хватило. Вообще практически нет стран, где бы учитывался такой показатель, как сдача с первого раза. Например, в Израиле от водителей не требуют буквального знания всех правил дорожного движения. В части теории – элементарные вопросы. Зато практике уделяется основное внимание.

Гигантского скачка цен на услуги автошкол, по мнению директора Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей, бояться не стоит. Разумеется, подорожание неизбежно, ведь и соблюдение новых технических требований, и изменения в программе обучения потребуют от автошкол капиталовложений. А все они сегодня работают на условиях полной самоокупаемости. Что же касается цены 20 млн рублей…

– Я никогда не называл такую цифру, – прокомментировал взбудоражившую общество «новость» Андрей Максимов. – Авторство приписал мне недобросовестный журналист, а потом подхватили другие СМИ. Я и сегодня не рискну говорить о подорожании обучения в автошколах в конкретных цифрах. Но 20 миллионов – выдумка!

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Арина

Добавят ли в обучение в автошколах больше практических занятий? Потому что новоиспеченным водителям крайне не хватает практики

Андрей Максимов

С 15 января 2015 года вступает в силу Указ №483. Количество часов по практике для курсантов после этой даты увеличивается на 10 часов. При этом Министерство транспорта и коммуникации обязаны до указанного времени переработать, обсудить и утвердить программу подготовки водителей категории «Б».

pola

Не считаете ли вы, что автопарк многих автошкол нужно обновлять радикально. Зачастую обучаешься на таких корчах, что за руль садиться страшно

Андрей Максимов

Да, такая проблема действительно есть. Сейчас нет условий для кардинального обновления автопарка. Лизинговые и кредитные компании не будут давать деньги на приобретение учебного автомобиля.

Михаил

Будет ли меняться программа обучения в автошколах? Пока что все обучение основано на зубрежке правил, а после получения прав молодые водители совершенно беспомощны , им не хватает навыков реагировать на аварийные ситуации, чтобы их избежать

Андрей Максимов

Программа меняться будет. Сложившаяся практика показывает, что автошколы готовят курсантов к сдаче экзаменов в ГАИ, а не к безопасному управлению. Используемые в ГАИ тесты по теории оторваны о т реальной жизни. Например, в России отказались от рисованных картинок и уже используют фотографии реальных ситуаций, которые заставляют людей более серьезно относиться к проблемам, возникающих на дорогах.
Согласно данным международного исследования в области дорожного движения не найдена взаимосвязь между хорошим знанием правил и аварийностью.

zlnsk

Обучают ли сейчас, но во-времена моего обучения (2002г), во многих автошколах не рассказывалось об условных сигналах среди водителей, которые, на мой взгляд, играют большую роль в безопасности движения. Например, об опасности впереди, или стоя перед пешеходным переходом и видя в зеркало как по соседней полосе несется «неадекват» включить соответственно правый или левый поворотник, что бы хоть как то привлечь его внимание.

Андрей Максимов

Я считаю, что не нужно этому учить. Так как кроме включенного аварийного сигнала, который обозначает, что вам выразили благодарность или предупреждает об опасности есть и другие. К примеру, включение левого поворота обозначает «обгонять опасно», правого — «давай газуй». На дороге могут встречаться шутники, которые заведомо вводят в заблуждение водителя. Нужно вести себя на дороге так, чтобы другие участники движения понимали ваши дальнейшие действия. Быть прогнозируемым.

tizer

Откуда взялась сумма в 20 миллионов рублей? Это ненормальная цена. А лузеров на дороге меньше не станет

Андрей Максимов

Это фантазия одного из корреспондентов. Я не озвучивал такую сумму. Мы сами понимаем, что 20 миллионов — нереальная цена. С введением новой программы подготовки и СТБ по видеорегистраторам увеличение стоимости обучения неизбежно, но не в таких масштабах.

Frank

Я так понимаю, что после того как введут срок обучения в четыре месяца, плата в автошколах повысится еще больше?

Андрей Максимов

Четыре месяца про которые писали СМИ надо понимать следующим образом: это не срок обучения, а период, в течение которого осуществляется переход на новую программу подготовки. Срок обучения, установленный Указом № 551 остается неизменным — не менее трех месяцев. Увеличение часов на практические занятия будет осуществляться за счет уменьшения часов теоретического обучения.

Михаил

Подскажите, обучение станет дороже означает ли это, что и уровень образованности преподавателей улучшиться, обновят обучающие транспортные средства? Спасибо.

Андрей Максимов

Не думаю, так как изменение стоимости обучения никогда не имело отношения к уровню образованности преподавателей. Что касается транспортных средств: на первом этапе это маловероятно, а дальше посмотрим.

Даниил

С какой целью происходит удорожания обучения? Можно ли узнать об условиях которые невыполнимы для школ и могут поставить на грань выживания?

Андрей Максимов

Основная затратная часть, из которого складывается стоимость обучения в автошколах — вождение. Увеличение часов по вождению увеличит и стоимость обучения. Будет расходоваться больше топлива, кроме того, нужно учитывать увеличение расходов на зарплату мастеру, амортизацию автомобиля, его обслуживание и так далее.
На сегодня невыполнимых условий для автошкол, которые могут поставить их на грань выживания нет. Кроме одной: отсутствие набора.

Вера

Если подорожает обучение значит ли что выбор транспортного средства для обучения и преподавателя по вождению станет выбором курсанта?

Андрей Максимов

И сейчас и потом автошколы идут навстречу пожеланиям учащихся относительно выбора транспортного средства и конкретного мастера.

Марина

Считаете ли вы, что удорожание обучения в школах улучшит уровень образованности учеников АШ?

Андрей Максимов

Выше мы говорили, что новые условия вряд ли повлияют на повышения уровня образованности преподавателей, а следовательно и учеников тоже.

Татьяна

У меня ненормированный график работы и столкнулась с проблемой в обучении.Нет групп позволяющих обучаться по моему графику, а я готова платить! В связи с увеличением цены возможно ли изменение системы обучения? Будет ли В Авто школах специальные группы для людей со скользящим графиком?

Андрей Максимов

Деятельность автошкол регулируется техническими нормативными актами. Регламент жесткий. Сегодняшние условия не позволяют автошколам проводить занятия по индивидуальному графику каждого учащегося. Однако некоторые автошколы могут войти в положение таких учащихся и создают удобные для них условия. Новая программа — это уже изменение системы обучения, но специальных групп для людей со скользящим графиком она не предусматривает.

Костя

Увеличится цена и сроки может и дополнительные уроки вождения можно будет получить у инструктора без проблем?

Андрей Максимов

Увеличение часов по вождению на 20% на столько же увеличивает занятость мастера. Я думаю, что «договориться» о дополнительных занятиях станет еще более проблематично.

Юля

Количество часов вождения увеличится?

Андрей Максимов

Да. С 40 до 50.

Николай

А какой процент людей которые не могут сдать экзамены в автошколе и ГАИ? и есть ли необучаемые курсанты?

Андрей Максимов

К сожалению, необучаемые курсанты есть. Невозможно отследить количество выпускников автошкол, которые по многу раз сдают экзамены в ГАИ.

Сергей Иванович

А как отразиться новый указ по зимним шинам, увеличению часов практики на автошколах?

Андрей Максимов

Автошколы также обязаны использовать зимние шины на учебных автомобилях в период с 1 декабря по 1 марта. А это означает дополнительные расходы. Шины должны быть установлены на всех колесах. Кстати, данная норма вступает в силу с 15 ноября этого года.

Елена Сергеевна

Сколько реально курсанту нужно часов практики и часов лекций, чтобы стать водителем, который не будет бояться садиться за руль. Все эти три месяца — чересчур растянуты, неужели подготовить водителя нельзя быстрее, просто увеличив количество дней и часов в автошколе

Андрей Максимов

Минимальный срок обучения (три месяца) определен Указом президента. Необходимое количество часов практики для уверенного и безопасного управления автомобилем сугубо индивидуально для каждого. Теоретических занятий много, здесь я с вами согласен. Выше мы писали, что первый шаг сделан.

sanek

Получал права 20 лет назад. В школе было УПК. Хоть и учились 2 года, поверьте, и тогда практики не было никакой. Минимально отъезжали часы на своем бензине (90-е….). Все зависит не от колличества часов, а от мозгов! Как вы считаете, может необходимо разработать некий специальный тест, дабы определить способен ли вообще человек БЕЗОПАСНО водит автомобиль и правильно и быстро принимать решения на дороге? в конце концов не всем дано быть физиками, но, почему-то всем дано быть водителями! Спасибо

Андрей Максимов

Предлагаемая вами система тестирования будущих и настоящих водителей аналогична применяемой в Германии (тест на идиота). Во всем мире она вызывает весьма противоречивые мнения. Я знаю как учили в УПК. Во время моей работы в ГАИ города Минска лично закрыл два или три таких заведения.

Кэп

А у меня вопрос — откуда приходят преподаватели в автошколы. Иногда с трудом можно понять, что они хотят сказать. Проводится ли какой-то отбор на должность преподавателя. А еще очень раздражает, когда выезжаешь с преподавателям на дорогу, а он говорит, «о, поехали ко мне домой заедем, я там бутерброды забыл» и везешь его как извозчик. Попробуй сказать нет

Андрей Максимов

Если с преподавателями по теории проблем в автошколах практически нет, то найти хорошего мастера сложно.

Виктор Иванович

Сколько у нас в Минске автошкол? и сколько из них реально дают сильную подготовку водителю? И правда ли, что курсантов не «засаживают» в ГАИ, если директор автошколы в хороших отношениях с ГАИ

Андрей Максимов

В Минске функционирует около 100 автошкол в том числе с иногородней пропиской.
Большинство автошкол действительно профессионально и качественно относятся к выполнению обязательств, взятых перед учащимися. Но есть и такие, у которых коммерческий интерес стоит на первом месте. Действующая система приема квалификационных экзаменов в ГАИ сильно зависит от человеческого фактора, поэтому пока рано говорить о беспристрастном отношении принимающих экзамены к сдающим их.
К примеру, в Латвии кандидат в водители перед сдачей экзаменов по вождению крутит два лототрона. В первом — в случайном порядке выбирается автомобиль, на котором сдается экзамен, а во втором — экзаменатор. Такая система к минимуму сводит возможные коррупционные риски в этом процессе.

Олег

Если автошколу лишают сертификата, что в таком случае происходит в дальнейшем с курсантами, которые не успели закончить обучение? И как часто лишают автошколы сертификатов?

Андрей Максимов

Желающие пройти обучение в автошколе перед началом занятий заключают с ней гражданско-правовой договор, где прописаны обязанности и права каждой из сторон. В случае лишения автошколы сертификата соответствия, она обязана, согласно этому договору, выполнить все взятые обязательства, что автошколы и делают. При этом автошколы не имеют права осуществлять набор новых курсантов.
Статистику по количеству автошкол, которым запрещено заниматься данным видом деятельности, ведут органы по сертификации.