После 1-го курса по ряду специальностей из БНТУ отчисляют 12–15 % студентов

28 Окт 2014 12:16

Автор:

Блог автора

Кто нынче идет в инженеры и может ли студент совершить научное открытие, рассказал проректор БНТУ по учебной работе, экономической и финансовой деятельности, обладатель почетного звания «Минчанин года» Георгий Вершина.

– Помню времена, когда поступить в вуз на инженерную специальность было проблематично, а на экономические конкурс был минимальным, – рассказывает Георгий Александрович. – Теперь ситуация несколько изменилась, но, тем не менее, увлеченность молодежи техникой не прошла. Привлекает ребят то, что современный информационный уровень и применение новейших средств автоматизации позволяют разрабатывать технические новинки в кратчайшие сроки. Да, если оценивать престиж специальностей по вступительной кампании, то у экономического направления есть преимущество: туда идут ребята с более высокими баллами. Но что касается перспектив, спрос на выпускников технических специальностей примерно в два раза выше, чем на экономистов. Поэтому в нашем университете на первом месте всегда стоит слово «инженер». Даже тем, кто постигает азы экономики, присваивается квалификация «инженер-экономист», «инженер-логист», «инженер-менеджер». Мы готовим специалистов, знающих не только техническую специальность, но и основы экономики и организации производства.

– Бытует мнение, что нынешние выпускники школ плохо знают физику, математику. Так ли это? Если да, то может ли такая ситуация отразиться на качестве подготовки будущих инженеров?

– Два года назад мы провели исследование: какие баллы должен получить на тестировании выпускник школы, чтобы потом его, уже студента, не отчислили. И выяснили, что тому, кто сдал математику и физику ниже, чем на 20 баллов, учиться в БНТУ будет очень сложно! Такой студент просто не переживет первых два курса, поскольку его базовых знаний не хватит для освоения начертательной геометрии, высшей математики, теоретической механики. После первого курса отчисляем часть поступивших. Такая тенденция действительно есть. Невозможно, чтобы изначально все всё знали одинаково – человека нужно подготовить. Для этого БНТУ создает необходимые условия. Пришел слабый студент, но с желанием учиться, – есть дополнительный курс математики, физики, химии. Иди учи. Такое обучение возможно даже на бесплатной основе. В совокупности это дает результаты. Если раньше после первого курса по ряду специальностей отчислять приходилось до 30 % студентов, то сегодня – 12–15 %, не больше. И все чаще к нам поступают люди, которые намерены получить и получают техническое образование и параллельно экономическое, два диплома одновременно!

– Вы упомянули о новых технологиях, в том числе в создании чертежей. Сумеют ли выпускники университета разработать проект с помощью карандаша и линейки?

– Нужно ли это, если современные технические средства облегчают работу? С помощью компьютера можно быстро и точно сделать любой чертеж, любую схему. Именно поэтому и растет производительность труда конструкторов. Но если выпускников БНТУ поставить возле чертежной доски и дать им в руки карандаши, то они справятся с задачей. Потому что в вузе есть классические кафедры, например инженерной графики. Классику преподаем в любом случае и по любой дисциплине. Взять, например, кафедру двигателей внутреннего сгорания (мою специальность), там есть образцы поршневых систем 1936, 1948, 1955 гг. и вплоть до наших дней. По ним легко проследить, как развивались конструкции и технологии, как сегодня и в будущем следует создавать современную технику.

– Много говорится о научной деятельности студентов. Они действительно в состоянии заниматься наукой еще во время учебы? Достаточно ли для этого знаний?

– Мы не требуем от студентов научных открытий. Сначала они должны узнать, что происходит в научной среде. Для этого есть специализированные журналы, сборники… Словом, на первом курсе оценка «10» ставится, если студент знает, что написано в этих журналах, причем не только белорусских, но и зарубежных, готовит доклады по определенной тематике. На втором курсе обучающихся начинают привлекать к исследовательской работе – вместе с преподавателем, по определенной специализации. Тогда они понимают и оценивают то, о чем говорится на научных симпозиумах, конференциях и семинарах. И вот уже к четвертому курсу есть подготовленные ребята, которые в состоянии предлагать новые идеи, что-то изобретать, публиковать под руководством научного руководителя статьи. По участию студентов в научно-исследовательской работе БНТУ занимает первое место в Беларуси.

– Георгий Александрович, мы с вами беседуем о достижениях БНТУ, но ведь звание «Минчанин года» присвоено за личный вклад…

– Полагаю, звание мне присвоено все же как представителю университета, вносящего значительный вклад в комплексное развитие Минска. А если перечислять заслуги БНТУ, то, прежде всего, это мировой престиж учебного заведения. Согласно рейтингу Webometrics, университет занимает второе место среди белорусских вузов, а в рейтинге технических вузов – 225-е в мире и первое в нашей стране. Этому способствовало много факторов. Во-первых, уровень подготовки выпускников, большой объем научной работы. Во-вторых, как проректор БНТУ я сделал все возможное, чтобы за 5 лет поднять объем экспортных образовательных услуг в три раза. Далее – развитие международных связей в области подготовки специалистов для ядерной энергетики, за которую несу персональную ответственность. Создана материальная и научная база, заключены международные договоры с нашими партнерами. Нам удалось создать комплексную систему подготовки и переподготовки кадров для строящейся в Беларуси АЭС.

Следующий аспект – укрепление престижа Минска. В подготовку всех объектов к чемпионату мира по хоккею весомый вклад внесли студенты БНТУ. Третий год подряд мы проводим Форум вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства, в ходе которого создаются программы, разрабатываются новые проекты, впоследствии реализуемые на производстве. Сам факт участия Нобелевского лауреата Жореса Алферова в работе третьего форума и проведение по решению ФИСИТА Международного конгресса по грузовым автомобилям, автопоездам и городскому транспорту говорит о многом. Думаю, за вот этот комплекс работ, проведенных БНТУ, я, как его представитель, и получил звание «Минчанин года».

Дополнительная информация

Георгий Александрович Вершина родом из Столбцовского района. С отличием окончил Минский машиностроительный техникум, работал на Минском моторном заводе. Окончил с отличием Белорусский политехнический институт (ныне БНТУ). После учебы остался в вузе и прошел путь от младшего научного сотрудника до проректора. Кандидат технических наук, доцент. Автор более 70 учебно-научных публикаций и международных патентов. Часть патентов по энергосберегающим технологиям внедрены в промышленное производство.

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий