Браво, Лауренсия! В репертуар Большого театра возвращается один из самых «прыгучих» балетов

30 Окт 2014 14:20

Автор:

Блог автора

В советское время заполучить в афишу «Лауренсию» Александра Крейна было не то чтобы модно – идеологически грамотно.

История, описанная классиком испанской литературы Лопе де Вегой в пьесе «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна»), интерпретировалась как рассказ на тему классовой борьбы – крестьяне против феодалов.

Хореография Вахтанга Чабукиани – то ценное, ради чего было решено возродить забытый спектакль.

– Восстановить оригинальную хореографическую партитуру помогали артисты старшего поколения, танцевавшие еще при Чабукиани. Есть фильм, который снят с участием Веры Цигнадзе – известной грузинской балерины, – рассказывает режиссер-постановщик балета в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси Нина Ананиашвили. – Какие-то моменты видоизменили. Спектакль стал более динамичным, из трехактного – двухактным. Постарались найти те средства, которые помогут артистам так донести зрителю эту историю, чтобы сегодня она не казалась наивной.

Идет репетиция. Объявлен перерыв. Есть несколько минут поговорить о премьере.

– Пользуясь сочным театральным сленгом, можно ли сказать про «Лауренсию», что это «прыгучий» балет?

– Таких прыжковых вариаций, как в «Лауренсии», пожалуй, нигде не встречала. Разве что в «Дон Кихоте». Очень трудный спектакль, особенно для ведущих балерин. Зато можно проявить себя. К своему сожалению, я «Лауренсию» не танцевала.

– В списке партий, которые вы исполняли, и без того почти сто названий.

– Уже 105. После рождения дочери десять новых спектаклей станцевала в Тбилиси.

– Как вам это удается?!

– Не спешила возвращаться на сцену. Год сама кормила дочь. Для себя решила, что продолжу выступать, если после перерыва смогу танцевать весь свой репертуар. Два года понадобилось, чтобы вернуться. И я вернулась. Сезон отработала в American Ballet Theatre, танцевала по 15 больших спектаклей в месяц: «Корсар», «Баядерка», «Лебединое озеро»… Сегодня продолжаю выступать, но не так много, как раньше. С одной стороны, хочется больше личного времени. С другой – стала больше ставить. Пообещала себе: еще чуть-чуть потанцую. Есть интересные планы, они связаны с организацией гастролей для театра (Нина Ананиашвили – художественный руководитель балетной труппы Грузинского театра оперы и балета имени З.П. Палиашвили. – Прим. авт.)

– Правда, что вы и Андрис Лиепа репетировали в Минске хореографическую зарисовку, которую исполнили на III Международном конкурсе артистов балета, где были удостоены Гран-при? Это 1986 г., Джексон, США.

– Номер «Настроение» на музыку Родиона Щедрина поставил Валентин Елизарьев (народный артист СССР, знаменитый хореограф, с его именем связана история Большого театра Беларуси). Мы с Андрисом приезжали в Минск, а Людмила Бржозовская и Юрий Троян нам показывали этот номер – очень эффектный. Валентин Николаевич несколько изменил его для конкурсного исполнения. Артистов старшего поколения вашего театра знаю с тех пор. Творчески дружим.

Не так давно Щедрин приезжал в Тбилиси. Тоже вспомнили про тот номер. Спросил: почему бы сегодня не поставить? Я ответила: «Скажу Валентину Николаевичу. Думаю, это возможно».

– Танцевать балеты «Дон Кихот» или «Лауренсия» – значит танцевать испанский характер?

– На репетициях «Лауренсии» шутила: «Белорусы, покажите свой темперамент!» Испанский характер – это и страстность, и флирт, и какая-то внутренняя сила.

– Не сразу угадала, что это за щелкающий звук. Артисты пробуют играть на кастаньетах?

– Да. Меня этому научили друзья-испанцы, когда репетировала «Дон Кихота». Если артист знает, как обращаться с кастаньетами, он руки держит так, как того требует испанский танец. Основа «Лауренсии» – харáктерные танцы. Здесь есть что играть. Подходящий материал для труппы такого масштаба, как в вашем театре, чтобы максимально проявить свои возможности, раскрыться.

IMG_6079_1

IMG_6048_1

IMG_5978_1

 

васильев3

 

Дополнительня информация

Премьера «Лауренсии» в постановке всемирно известной балерины Нины Ананиашвили состоится  1 и 2 ноября.

***

Над постановкой спектакля работает приглашенная команда профессионалов. Режиссер-постановщик Нина Ананиашвили. Дирижер-постановщик Олег Лесун, художник-постановщик Давид Монавардисашвили (Грузия), художник по костюмам Александр Васильев (Россия), художник по свету Маргус Ваигур (Эстония). Художественный консультант спектакля народный артист России Алексей Фадеечев (Россия), ассистенты балетмейстера-постановщика Екатерина Шавлиашвили и народный артист Беларуси Игорь Артамонов.

Фото Сергея ПОЖОГИ и из архива Большого театра Беларуси

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий