Бой с тенью. Почему подпольные автомастерские не хотят работать легально?

02 Ноя 2014 17:35

Автор:

Блог автора

Теневой бизнес по ремонту и обслуживанию автомобилей до сих пор весьма распространен. 

Что заставляет автовладельцев обращаться именно к нелегалам?

– Практически у каждого водителя не нового автомобиля есть индивидуальный нелегальный мастер, – откровенничает Сергей, водитель с 15-летним стажем. – Обслуживаться в дилерском СТО дороговато. А у «подпольщиков» на 30–40 % дешевле. При этом качество не хуже. Мастера уже знают мое авто, что там и как. Если нужна деталь, не отправляют искать, а находят сами. Утром машину оставляю, вечером забираю. А в легальных СТО часто меняются специалисты, много молодых без опыта. Как им доверять?

– Если обслуживает надежный знакомый механик, то для меня неважно, легально он работает или нет, – высказывает мнение водитель «Волги» Александр. – Главное, чтобы машина исправно бегала.

Очередной автовладелец рассказал свою историю:

– Пригнал, как обычно, машину к нелегалам. Моего мастера не было. Взялся делать другой. Был, мягко говоря, не очень трезв. Заплатил ему вечером, взял свою «ласточку» и едва доехал на ней до дома. Пьянчужка напортачил так, что пришлось потом на буксире тащить на СТО. А претензии не предъявишь – ни кассового чека, ни квитанции. Вот и заплатил по полной программе. Теперь нашел своего мастера на легальной станции техобслуживания и обращаюсь только к нему.

Где-то в городе очень недорого…

Если наугад заехать в какой-нибудь гаражный кооператив (ГК) в Минске, чуть ли не в каждом отсеке можно найти подпольную мини-СТО. Это подтвердила проверка, которую ведет в городе межведомственная рабочая группа, куда входят представители Мингорисполкома и надзорно-контрольных органов.

– Приехали в ГК «Полиграфист М» на Корженевского, – рассказывает начальник отдела организации развития сферы услуг управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Анастасия Макарская. – Шлагбаум открыт – заезжай кто хочет. На территории стоит куча машин. Заглянули в один из открытых гаражей. Там вовсю кипит работа: разложены детали автомобиля, идет ремонт. Несколько авто стоят возле гаража, явно дожидаясь своей очереди. Одна уже зашпаклевана, видимо, будут красить. На вопрос, чей это автотранспорт, мастер отвечает:

– Знать не знаю.

– А в гараже что ремонтируете? Предъявите документы на машину.

Документов нет. Но человек не теряется. Мол, друг попросил помочь. Ну как откажешь? А что машин много – кто их знает, откуда. Пригнал кто-то и оставил.

В другом месте спец в рабочем комбинезоне, издали увидев проверяющих, недолго думая запирается в гараже и сидит там, как мышь под веником. На стук не открывает. Сотрудникам милиции не составляет труда по своей базе найти номер мобильника владельца гаража и позвонить, представившись клиентами. Однако любитель поиграть в прятки уже успевает предупредить хозяина, и тот отказывает: «Какой ремонт? Не занимаюсь этим». По разным, но весьма похожим сценариям разворачивается ситуация и в других ГК. Не всегда, но довольно часто под давлением неоспоримых фактов «подпольщики» в той или иной мере нелегальный бизнес признают. На первый раз получают предупреждение об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Затем их приглашают в налоговые органы района, где «мастера» регистрируются в качестве ИП и уплачивают налог в размере примерно 1,5 млн рублей. Но если за этим занятием автослесаря поймают во второй раз, то плюс к налогу составят протокол и выпишут штраф до 100 базовых величин. Не говоря уже о том, что нелегалы надолго попадут под бдительное око надзорно-контрольных органов и милиции.

Тем не менее действующее законодательство пока не позволяет госорганам качественно выполнять контролирующие функции при выявлении незаконной предпринимательской деятельности в сфере услуг. В частности, из-за того, что не обеспечен главный принцип – неотвратимость наказания.

Выйти из подполья

Почему же автомастера не хотят легализоваться? Отвечают по-разному: кто-то не хочет тратиться на налоги, кто-то ссылается на большие сложности при оформлении бизнеса.

– Я и не против, – поясняет автослесарь Федор. – Но почитал, сколько бумаг надо оформить и инстанций обойти, – умом можно тронуться! Чего только стоят санитарные нормы! А зачем, если я занимаюсь сваркой глушителей, чтобы все было, как в операционной? Или сертификация слива масла, если я его не делаю?

Однако чаще всего труженики подпольного автосервиса преувеличивают трудности на пути к легализации. Большинство гаражных кооперативов уже внесли изменения в свои уставы в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 432, регулирующим их деятельность. К примеру, обеспечили подъездные пути, площадки для складирования мусора, выполнили ряд других требований.

– С начала текущего года свой бизнес оформили 13 владельцев мастерских в гаражах, – отмечает Анастасия Макарская. – На нашем сайте www.minsk-uslugi.by в разделе «Субъектам хозяйствования» все расписано пошагово. В этом году процедура значительно упростилась. Приходите. Будем чуть ли не за руку водить. Все расскажем, поможем. Да, сертификацию никто не отменял. Но она нужна только на те услуги, которые в автосервисе собираются оказывать, а не на все подряд. Причем таким предприятиям органы сертификации во многом идут на уступки. Так же как и представители МЧС. Санэпидслужба на месте все осматривает и конкретно рекомендует, что нужно сделать в гараже. Конечно, при этом какие-то вложения в бизнес все равно придется сделать.

Чтобы сэкономить время, пока идет процесс оформления своего дела, предприниматель одновременно может пройти курс профессионального обучения по автосервису, если нет специального образования. После этого получает сразу полный пакет документов и приступает к работе.

– Те объекты, где серьезно решили организовать свой бизнес, уже и гаражами-то сложно назвать, – отмечает Анастасия Макарская. – Все благоустроено, нормальные условия для работы, вывеска, режим работы – всё есть.

Тяжело ли было легализоваться, рассказывает владелец гаражного автосервиса на улице Нововиленской, 60, Валентин Шпаковский:

– Из тени решил выйти в начале года. В Мингорисполкоме проконсультировали по всем вопросам, подсказали, что за чем делать. Вложиться, конечно, пришлось. Одна только вытяжка со всеми замерами и установкой обошлась в сумму более 1.000 долларов. Были и другие затраты. Сертификаты получил на два вида работ – шиномонтаж и регулировку развала-схождения. На все про все ушло около двух месяцев. Зато теперь сплю спокойно. Да и работы заметно прибавилось.

Цены на услуги Валентин Геннадьевич поднимать не стал, чтобы не потерять клиентов. Считает, что здоровая конкуренция автосервису только на пользу – поможет оптимизировать стоимость и качество услуг.

Дополнительная информация

В октябре проверено свыше 60 столичных ГСК. Более чем в 40 из них обнаружены нелегальные автомастерские. Вынесено 50 предупреждений.

СТО (4)

СТО (3)

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий