В следующем году «Белавиа» планирует перевезти два миллиона пассажиров

02 Ноя 2014 09:30

Автор:

Блог автора

Более 18 лет авиакомпанию «Белавиа» возглавляет Анатолий Гусаров. За это время она превратилась в настоящий бренд Беларуси, который знают и уважают далеко за пределами страны.

Ценят вклад генерального директора «Белавиа» в создание надежной, экономически привлекательной и востребованной системы авиаперевозок и дома. Недавно Анатолий Николаевич удостоен почетного титула «Минчанин года». С поздравлений по этому поводу и в связи с праздником — Днем работников гражданской авиации и началась наша беседа.

— «Белавиа» — одна из наиболее интенсивно развивающихся бизнес-структур в стране. Когда вы принимали на себя руководство предприятием, оно вовсе не блистало, авиаперевозки стремительно сокращались.

— В начале и середине 1990-х годов в республике выстраивались новые модели хозяйствования, шел поиск рыночных ниш в экономике для предприятий. Все это было сопряжено с огромными трудностями, иногда с потерями и разочарованиями. Прошли этот путь и мы. К счастью, в белорусской авиации еще с советских времен была очень хорошая школа. Оставалось научиться правильной бизнес-модели.

— Вы работаете в неравных условиях со своими конкурентами. Ведь гораздо эффективнее заполнить Boeing-747 и разом отвезти к месту назначений пять сотен пассажиров, чем то же количество людей возить бортами Embraer вместимостью до ста человек. Как удается отвоевывать свою нишу на рынке в таких условиях?

— На Boeing-747 и издержки больше. Мы предпочитаем разумное сочетание расходов и доходов авиакомпании. Не буду раскрывать механизмы внутренней тарифной политики, но скажу, что резервы некоторые у нас есть. Варианты маневра позволяют развиваться, открывать новые маршруты, новые направления, обновлять флот авиакомпании. Недавно, например, приобрели два самолета Embraer-195 на замену Boeing-737-500, которые практически одинаковы по количеству кресел.

— От самолетов Boeing планируете оказываться?

— Их будем также покупать, но это лайнеры по 189 мест. Их планируем использовать в основном на чартерных рейсах. Первоначально поставка намечалась в 2017 году, но по нашим настойчивым просьбам компания Boeing изыскала возможность сдвинуть поставку на 2016-й. К сожалению, новые машины приходится ждать. Очень большая очередь, на 2-3 года.

— А как же история с компанией Embraer, которая пошла вам навстречу и досрочно поставила «Белавиа» несколько самолетов к началу чемпионата мира по хоккею в Минске?

— Бразильским авиастроителям очень интересен рынок СНГ и ЕврАзЭС, они рассчитывают закрепиться на нем. Кроме того, оценив уровень нашей компании и специалистов, они решили использовать ее в качестве локомотива своей продукции. К их самолетам уже присматриваются в Казахстане, есть интерес со стороны Туркменистана, Азербайджана. Российские компании начали приобретать эти машины.

 

— Давайте от техники перейдем к экономике. Как удается не только оставаться на плаву, но и непрерывно расти на протяжении последних лет, ежегодно прибавляя по 25 процентов? Зависти у конкурентов это не вызывает?

— Авиационный мир так устроен, что мы все друг друга знаем, выработаны определенные нормы взаимоотношений. Конкуренция, безусловно, никуда не ушла. Но все это без злопыхательства. Секрет же успеха прост. Мы смог­ли предложить своим клиентам хорошие условия, особенно для транзитных пассажиров. Потратив значительные усилия на создание системы стыковки наших рейсов с другими перевозчиками, получили продукт нового уровня. Решающим аргументом в борьбе за грузопотоки, за пассажиров стало тесное взаимодействие с Национальным
аэропортом Минск, который после реконструкции в разы повысил свою привлекательность.

— Руководитель обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень. А вы у кого учитесь, совершенствуя основу, заложенную в некогда легендарном Рижском институте инженеров гражданской авиации?

— Моими университетами стала авиакомпания. Ведь это очень сложный механизм, взаимодействующий в организационном плане, финансовом, техническом с многочисленными структурами: международными авиакомпаниями, аэропортами, агентствами по продаже билетов. Приходилось овладевать знаниями, что называется, на ходу. Я прислушиваюсь к людям, которые работают на ключевых позициях в «Белавиа» и очень хорошо знают свои направления деятельности. Летный директор — прекрасный летчик. Техническую службу также возглавляет настоящий профессионал. То же самое можно сказать и о руководителях коммерческой, финансовой служб, подразделения IT.

— По первому своему образованию вы инженер. Никогда не возникало желание самому сесть за штурвал, поднять машину в небо?

— Была такая мечта. Первоначально я и хотел стать пилотом, после школы пытался поступить в Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков, но не прошел медицинскую комиссию. Расстроился очень. Но уже в рижском институте жалеть о несостоявшейся мечте перестал.

— У вас широкий круг личных связей в авиационной среде по всему миру…

— Поддерживаю хорошие отношения со многими руководителями авиакомпаний, аэропортов не только в СНГ и Европе. Помимо встреч на авиационных форумах, официальных мероприятиях, регулярно общаемся по телефону, приглашаем друг друга в гости. Мне довелось побывать в неофициальной обстановке у директора одного из берлинских
аэропортов господина Деккерта. А здесь, в Минске, мы с ним ходили на футбол, гуляли по городу, вместе ужинали. Тесные отношения сложились и с руководителями польской авиакомпании LOT, финской Finnair, не говоря уже о российских и украинских авиакомпаниях. Не скрою, что такие связи помогают решать некоторые вопросы оперативнее, чем по официальным бюрократическим каналам.

— Например?

— Пожалуйста. Прилетел наш чартерный рейс в аэропорт N. А там его не заправляют, ссылаясь на то, что не прошло подтверждение оплаты топлива и услуг. Снимаю трубку и прошу: «Петр Петрович (как вариант — господин Штрубе), помогите, пожалуйста…» И все решается. Точно так же выручаем коллег и мы, верим на слово проверенным людям. А ведь были времена, когда не то что слово не держали — платежки фальшивые подсовывали.

— Помнится, вы мне рассказывали историю, когда в одной ближневосточной стране с вами рассчитывались исключительно в национальной валюте, а сами ее брать за оказанные услуги отказывались. Решили эту проблему?

— Решили. Помогли наш МИД, Национальный банк и опять-
таки личные связи. Нечто подобное происходило в Украине. И там тоже удалось договориться.

— Вы упомянули о совместных походах на футбол с зарубежными друзьями. А у самого есть возможность мячик попинать? Ведь в прошлом выступали за одну из белорусских команд.

— Уже нет. На футбол времени не хватает. Да и синяки с возрастом стали плохо заживать. Сейчас больше занимаюсь спортивной ходьбой, а зимой — лыжами. На работу еще по-прежнему пешком хожу. Если позволяет обстановка — и обратно тоже. Когда выпадают выходные, в любую погоду гуляю вокруг Комсомольского озера. Это мое любимое место в городе. Очень здорово, что его так благоустроили. В восьмидесятые я жил на Сторожовке: тогда в тех местах страшно было показаться — пьянь, драки, антисанитария. Большое спасибо городским властям за созданный прекрасный парк.

 

Справочно:

 

— Рассматривается возможность в ближайшее время ввести чартерные рейсы из областных аэропортов. В этом году компания уже начала возить людей на отдых не только из Гомеля, но и из Бреста и Витебска.

— В нынешнем году «Белавиа» планирует перевезти около 1.950 тысяч пассажиров. В следующем — два миллиона. В течение пяти лет прогнозируется достижение трехмиллионного уровня.

— В перспективе — дальнейшее развитие маршрутной сети: увеличение количества рейсов по тем направлениям, которые есть, открытие новых. Лет через пять-семь компания рассчитывает приобрести дальнемагистральные самолеты для полетов в Пекин и по ряду других перспективных маршрутов.

фото Тамары ХАМИЦЕВИЧ

 

 

 

ТЕГИ: Белавиа
Комментарии к статье
Добавить комментарий