Фильм о бездомном гомельском художнике покажут сегодня на «Лістападзе»

08 Ноя 2014 12:29

Автор:

Блог автора

Авторы документальной ленты «Перекресток» надеются, что успех фильма поможет Валерию Ляшкевичу обрести дом. Беседуем с режиссером картины Анастасией Мирошниченко

— Фильм снят, его фестивальная судьба складывается успешно. Эмоционально кино уже отпустило?

— До «Перекрестка» были две картины, которые очень долго не отпускали. По заказу телеканала ОНТ для проекта “Обратный отсчет” делала фильм-память о хоккеисте Руслане Салее. Очень светлый. Когда кино было закончено, лица Руслана и его близких буквально перед глазами стояли. Для «Белвидеоцентра» снимала фильм про Михаила Клеофаса Огинского. Как будто сама пережила те трагедии, о которых узнала. Похудела даже. На месяц в деревню уехала  – восстанавливаться. С фильмом «Перекресток» — по-другому. Само кино не держит. Но я и вся наша команда пытаемся помочь Валерию.

— Тот случай, когда невозможно понять, где грань между кино и реальностью?

— Очень интересна реакция зрителей на фильм. В Екатеринбурге на фестивале «Россия» за минут десять до финала по залу пошел гул. А зритель культурный – никто не ест, телефоны не звонят. Не дай бог кому-нибудь из членов  жюри выйти из зала во время показа. Тут же сделают замечание: «Почему он не смотрит? Как потом голосовать будет?” Это не фестиваль, а аномальная зона любви к документальному кино (смеется) Так вот, думаю, зашумели – значит устали, скучно. И тут кто-то крикнул «Люди, где вы?!» На финальных кадрах, когда крупным планом показаны картины Валерия, аплодисменты. После показа – обсуждение. Выхожу к публике, вижу, многие слезы вытирают. Потом администраторы кинотеатра подошли, попросили успокоить зрительниц, которые в дамской комнате плачут. Сказать им, что дедушка не умер.

970083_149166088610968_1281217451_n

Меня фильм уже не трогает. Я же его наизусть знаю. Больше переживаю, когда звоню Валерию, а он говорит, что ночью просыпался несколько раз и делал зарядку, чтобы согреться.  Понятно, что Валерий – не смысл моей жизни. У меня есть десятилетний сын, которого одна воспитываю. Он мой смысл жизни. Но этот фильм  не тот случай, когда можно сказать: всем спасибо, кино снято, мы на фестивали поехали. Это было бы бесчеловечно. Мы показывали фильм в Минске, Гомеле, Варшаве, городах России. И везде находятся люди, которые предлагают помощь. Открыли благотворительный счет, уже удалось собрать восемь тысяч долларов. Нашли место, где Валерий мог бы жить. В Буда-Кошелеве. Ездили смотреть деревенские дома. Но пока все, что видели, в таком ужасном состоянии! На ремонт уйдет столько же денег, сколько на покупку (если не больше).

— Когда начинали работать над картиной, понимали, о чем она будет?

— Жизнь Валерия отличается в зависимости от сезона года. Решили отобразить это в фильме (час экранного времени делится на блоки – «зима», «весна», «лето», «осень» — прим.авт.) Во время первой поездки снимали все подряд. Где-то после третьей встречи возникла тема условного перекрестка. Жизнь этого человека – зал ожидания на вокзале, где он прячется от холода, Киевский спуск в Гомеле или Невский проспект в Питере, куда приходит продать свои работы. Толпы людей движутся «туда-сюда», а он застрял в одной точке.

— Вы тоже проносились мимо, но остановились? В какой момент поняли: вот он – герой моего фильма?

— Мое первое образование – маркетинг и реклама. Работала в рекламном агентстве. Снимала  ролики, клипы. Попробовала себя как режиссер. Сотрудничаю с частной студией, которая делает телепроекты историко-культурной тематики для ОНТ: «Кинометры войны», «Песни победы», «Обратный отсчет». Решила, что нужно получить профессиональное режиссерское образование. Поступила на заочное отделение в Белорусскую государственную академию искусств.  Первая работа, которую нужно было снять —  «Я и мир».  Со мной в группе учился парень из Гомеля. Он сделал зарисовку о городе. Так узнала, что есть такой художник. Потом наткнулась на видео в youtube – турист снял, как Валерий общается с прохожими на улице, когда они подходят посмотреть его работы. Со временем собрала подборку статей и фотографий о нем.  Подготовила три красивых буклета, где описала замысел будущего фильма. Когда познакомились с Валерием и рассказали ему, что хотим снять о нем фильм, он отказался, дал понять, что ему это не нужно. Сказал, если будем настаивать – уедет куда-нибудь на окраину, где мы его точно не найдем. И тут один человек из нашей съемочной группы совершил ошибку: предложил Валерию деньги в обмен на согласие сняться в фильме. Его это так возмутило! Он человек с высоким чувством собственного достоинства. Через какое-то время я вернулась на вокзал к камерам хранения – он там оставляет вещи. Еще раз заговорила с ним, показала буклет. И он ему так понравился! У профессиональных художников ведь есть каталоги, которые к выставкам готовят. А у него ничего подобного не было. Попросил час, чтобы ознакомиться с альбомом и обдумать наше предложение. В итоге ответил – давайте попробуем. Сразу предупредила, что не смогу решить его материальных проблем. Но постараюсь сделать так, чтобы о ситуации, в которой он оказался, узнало как можно больше людей. И, может быть, найдутся те, кто сможет помочь.

1604613_744621452222673_15230709_n

 

CrossRoads_Still004

— И, тем не менее, фильм не давит на жалость. Не вдаетесь в подробности, как он оказался на улице. Ощущение, что вы несколько поэтизируете героя.

— Для Валерия быт действительно не главное. Думаю, если бы у него был отапливаемый гараж-мастерская, где можно постирать и высушить одежду, нормально поспать и где можно рисовать – и этого было бы достаточно. Есть те, кто считают его маргиналом. Но мне кажется, это не стиль жизни – это драма жизни. Он пребывает в  иллюзиях, что вот напишет какую-то значимую работу и ему дадут мастерскую. Считает, что он должен больше трудиться, вкладывать в творчество. Он очень эрудирован. Цитирует поэзию, анализирует программные произведения из русской, белорусской, мировой литературы. Его интеллект многим превышает среднестатистический. Один из зрителей после показа подошел ко мне и поблагодарил, что открыла такого самобытного художника. Честно сказать, это не было моей целью. В искусстве я скорее дилетант. Когда начала работать над фильмом, обратилась за консультацией в Национальный художественный музей. Специалисты посмотрели работы: «Какой интересный художник! Рука профессиональная». Валерий ведь окончил брянское художественное училище, дважды поступал в академию имени Репина, но не поступил.

— Успех этой картины убеждает, что нужно продолжать заниматься авторским документальным кино?

— Начинали работу практически без средств. Снимали на свою технику. Благодарна всей моей команде за то, что ввязались в эту авантюру. Понимаю, что хотелось бы продолжать в этом ключе работать. Но пока не готова начинать новое кино без бюджета. Да и нет цели, каждый год выдавать по фильму.  Когда новая тема захлестнет, и я решу, что хочу рассказать об этом, тогда и стоит начинать.

CrossRoads_Still005

CrossRoads_Still007

Справочно

Фильм «Перекресток» вошел в национальный конкурс «Лістапада». Сегодня его покажут в кинотеатре “Победа”.

Награды: Специальное упоминание жюри и «Приз зрительских симпатий» на международном кинофестивале в Варшаве (Польша), «Лучший фильм о человеке-созидателе», «Лучший дебют» и «Приз зрительских симпатий» на 25-м открытом фестивале документального кино «Россия» (Россия).

О чем кино?

Для жителей белорусского города Гомеля бездомный голубоглазый старичок, рисующий «картинки», – местная достопримечательность. Для искусствоведов – феномен, достойный пристального внимания, серьезный и самобытный художник. А для авторов фильма – человек, который рисует не просто жизнь, а свой особый взгляд на нее, свою философию, свое представление о добре и зле. В фильм вместился один год жизни художника Валерия Ляшкевича, За внешней стойкостью и бескомпромиссностью героя фильма не сразу удается разглядеть драму бесконечно одинокого человека. Сменяются времена года, проходят мимо люди и судьбы, а его жизнь остановилась – замерла на «перекрестке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Михалыч

Знаю я Валеру. Жаль его. И фильм был не нужен. Ну, разве что — создателям фильма.