Какие новшества ожидают дошколят и школьников в ближайшем будущем

09 Ноя 2014 12:00 Комментариев нет
IMG_7413_1

Автор:

Глафира Летковская
Блог автора

В системе образования вновь назревают перемены. 

Незначительные на первый взгляд, но призванные решить ряд серьезных проблем, одна из которых – невозможность устроить ребенка в детский сад, располагающийся в шаговой доступности. С ней, кстати, сталкиваются не только минчане, но и жители других регионов республики.

Быть или не быть группам продленного дня, кому разрешить учиться в 10–11-х классах, сколько дней в году отдыхать школьникам – вот неполный перечень актуальных вопросов, на которые в скором времени ответят работники Министерства образования. А пока идет активное обсуждение проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об образовании». В гимназии № 22 состоялся круглый стол на тему «Состояние и совершенствование законодательного регулирования дошкольного и общего среднего образования» с участием представителей отраслевого министерства, Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по образованию, науке, культуре и социальному развитию, комитета по образованию Мингорисполкома и педагогов.

Что именно предлагает изменить в законодательстве министерство, дабы решить указанные проблемы?

В дошкольных учреждениях

* Отчислять воспитанников за отсутствие в детских садах без уважительной причины на протяжении 30 дней в течение учебного года.

– Освободившиеся места будем отдавать действительно нуждающимся, – сказал заместитель министра образования Василий Будкевич. – Соответствующее дополнение вносится в пункт 5 статьи 79 Кодекса об образовании.

* Ввести понятие учебного года на уровне дошкольного образования.

Для детей в возрасте 6–7 лет открывать группы только на платной основе с полным возмещением родителями расходов на их содержание. Исключение составят дети, которым рекомендовано продлить срок получения дошкольного образования на 1 год по медицинским показаниям.

* Внести дополнение в статьи № 3 и 142 Кодекса об образовании, согласно которым группы для детей в возрасте до 3 лет будут функционировать только на платной основе с полным возмещением родителями расходов на содержание малышей. Многодетные семьи и иные льготные категории граждан эта норма не затронет. В то же время работающим матерям, детям которых еще не исполнилось 3 года, предлагают выплачивать пособие по уходу за ребенком в полном объеме (сейчас – 50 %).

* Разработать механизм открытия и финансирования семейных детских садов (1 воспитатель на 6–8 ребятишек).

– Нужно расширять и практику открытия небольших дошкольных учреждений на первых этажах многоквартирных домов, – добавил заместитель министра. – Сегодня препятствием для этого выступают санитарные и строительные нормы, поэтому в них тоже стоит внести изменения. Соответствующие предложения уже представлены в Министерство здравоохранения, изменения согласованы с учетом опыта Гомельской области.

* Урегулировать вопрос с наименованием ведомственных дошкольных учреждений.

– В Кодексе не отображено их право именоваться детскими или санаторными садами, и нередко возникают вопросы пенсионного обеспечения бывших работников таких учреждений: они не могут доказать, что работали в сфере образования, – пояснил Василий Будкевич. – Соответствующее дополнение внесено в статью 27.

* Оставить только два варианта названий дошкольных учреждений – «детский сад» и «санаторный детский сад», исключив определения «ясли – детский сад» и «УПК «детский сад – школа».

* Установить возможность создания разновозрастных санаторных групп и снизить норму наполняемости в санаторной группе первого раннего возраста с 10 до 7 человек. Полномочиями по изменению указанной нормы наделить местные исполнительные органы. Все это делается в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и обеспечения местами в детских садах в микрорайонах-новостройках.

В гимназиях и школах

* Группы продленного дня на бесплатной основе оставить только для учащихся 1–2-х классов.

– В кодексе указано, что группы продленного дня могут открываться в 1–9-х классах, однако эта норма закладывалась для детей, живущих в сельской местности, которым требуется подвоз, – пояснила начальник управления общего среднего образования Министерства образования Светлана Уклейко. – Предлагаем внести поправку в соответствующую статью о том, чтобы для учащихся 3-х и более старших классов открывать такие группы за средства родителей.

* Прописать новый механизм формирования 10-х классов: средний балл свидетельства об общем базовом образовании при наборе детей в старшие классы должен быть не ниже 6 баллов, а по профильным предметам – не ниже 7.

* Сделать субботу полноценным учебным днем для старшеклассников.

– Сегодня говорят о небольшом количестве учебных дней в году у наших школьников, а родителей беспокоит, будут ли летние каникулы. Позиция министерства такова: нужно говорить не столько о сокращении каникул, сколько о рациональном использовании шестого школьного дня, – отметила специалист. – Целесообразнее сделать для старшеклассников субботу учебной, что сразу позволит увеличить максимальную нагрузку на детей на 3 часа. Это очень важно с учетом того, что Глава государства дал согласие на введение с 1 сентября 2015 года профильного обучения. Было бы неплохо разрешить посещать факультативы по субботам и ученикам 5-х классов.

* Уйти от безотметочного обучения во 2-м классе начальной школы:

– Рабочая группа, созданная по поручению Президента страны для выполнения комплексного анализа работы системы образования, провела исследование на эту тему, опросив учителей в регионах. 52 % педагогов сказали, что от безотметочного обучения можно уйти, 40 % считают, что его нужно сохранить в 1-м классе, 33 % выступают за введение отметок в первом полугодии 1-го класса. Вопрос мы еще изучаем. Вероятно, первую и вторую четверть первоклассникам нужно все-таки оставить без отметок для определенного выравнивания в успеваемости.

* Пересмотреть содержание Типового учебного плана: принять решение о целесообразности преподавания определенных предметов и определить количество часов, отведенных на другие.

* Увеличить максимальную учебную нагрузку на одного учащегося.

* Внести в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях норму об установлении ответственности для руководителей райисполкомов, горисполкомов и органов управления за навязывание директорам школ планов по внебюджетной деятельности (сбор макулатуры, металлолома). Таких планов не существует, отметили представители Министерства образования.

Дополнительная информация

В Беларуси функционируют 4.030 учреждений дошкольного образования, более 430 из них расположены в Минске. Детские сады посещают 408 тыс. маленьких белорусов.

***

В очереди на оформление в дошкольное учреждение в стране значатся порядка 30 тыс. детей. Сверх установленных нормативов укомплектованы 565 детских садов (фактически каждый 6-й). Превышение наполняемости групп – от 30 до 40 %.

***

В Беларуси дошкольным образованием охвачено около 75 % детей. Этот показатель считается одним из самых высоких среди стран СНГ.

 

IMG_7314_1

 

IMG_7398_1

 

Фото Сергея ПОЖОГИ

Комментарии к статье

Добавить комментарий