Люк – «коленом стук» и плитка-«спотыкайка», или Почему тротуарной плитке на месте не лежится

12 Ноя 2014 16:15

Автор:

Блог автора

В Минске начали изготовление сверхпрочной тротуарной плитки – такая информация не так давно прошла в прессе.

Хорошие перспективы ожидают столичные пешие дороги, но с оговоркой: если укладывать и эксплуатировать такую плитку будут по всем нормам и правилам. Пока же приходится констатировать не слишком отрадный факт: с тротуарной плиткой крепкой дружбы у нас не получается. Конечно, такой вариант покрытия симпатичнее и практичнее, чем, скажем, асфальт, да и криво лежащая плитка, – не такая уж острая проблема. И тем не менее…

В некоторых случаях плиточное покрытие прогибается, в других – проваливается, в третьих – распадается на отдельные элементы. Из-за этих «недугов» страдает не только эстетическая целостность наших улиц и дворов, но и безопасность пешеходов, что, пожалуй, гораздо важнее.

На тротуаре возле перекрестка ул. Одоевского и пр. Пушкина расположены несколько люков. В течение года идущие мимо горожане могли наблюдать, что происходит с тротуарной плиткой вокруг одного из них. Видимо, вместе с грунтом плитка потихоньку опускалась (и опускается) вниз.

Фото0378

Зима 2013-2014 гг.

 

Фото0377

Весна 2014 г.

 

DSCN8182

 

DSCN8180

Лето 2014 г.

 

DSCN8887

DSCN8891

Осень 2014 г.

 

Начиная с прошлой осени на этом пятачке городской территории периодически проводили работы разные службы городского хозяйства: что-то ремонтировали в самом коллекторе; обустраивали, а потом демонтировали на зеленой зоне клумбу; прокладывали коммуникации к рядом стоящему дому, в котором идет капремонт… И никто не обратил внимания на то, что на бойком месте – возле перекрестка, рядом с остановкой общественного транспорта – образовалась яма. Пусть небольшая, но достаточная для того, чтобы стать причиной травмы. Летом на моих глазах парень, бежавший от светофора к остановке, чтобы успеть на подошедший троллейбус, возле люка споткнулся и упал. Поднялся и, прихрамывая, поковылял дальше. Получил он серьезную травму или отделался легким ушибом – неизвестно, но, думаю, он не единственный, кто попал в подобную неприятность.

Тем временем с другой стороны этого же перекрестка «поехало» плиточное покрытие, обрамляющее очередной люк.

DSCN8877

Причем эта точка тоже расположена прямо возле пешеходного перехода…

Подобных примеров в столице довольно много, как и прогибов тротуарной плитки.

Остановка «Ул. Ботаническая» на ул. Козлова:

DSCN8867

Или остановка «Ул. Одоевского» на пр. Пушкина:

DSCN9333

Пешеходы обходят стороной прогибы и возле остановки «Ул. Притыцкого» на пр. Пушкина (со стороны «Макдональдса»), в начале пр. Машерова…

В чем же, с точки зрения специалистов, причины таких «болезней»?

– Под дорожным покрытием проходит много подземных коммуникаций разной ведомственной подчиненности, – объясняет первый заместитель генерального директора ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Оксана Гайдук. – К сожалению, эти коммуникации подвержены частым авариям. Для их устранения приходится разбирать целые участки покрытия. А восстановить локальный участок с таким же уплотнением, как прежде, практически невозможно. Там, где разбирали это «корыто», где пришлось добираться до глубоко залегающих подземных сетей, восстановить покрытие в прежнем виде проблематично.

Словом, чтобы избавиться от такой проблемы, нужно запретить раскопки или использовать только новые технологии, такие как микротоннелирование, проколы, метод чулка, позволяющие прокладывать коммуникации или устранять связанные с ними проблемы без разборки дорожного покрытия. Правда, это довольно дорогое удовольствие, поэтому вряд ли в ближайшем будущем можно рассчитывать на повсеместное применение подобных технологий.

– Теоретически за целостность покрытия вокруг люка должна отвечать организация, в чьем ведении он находится, – продолжает О. Гайдук. – Поскольку на таких предприятиях, как правило, нет специалистов по укладке плитки, по сложившейся практике они заключают договоры с эксплуатирующими организациями – «Ремавтодорами» районов, которые и устраняют подобные проблемы…

Однако, как видим, «сложившаяся практика» в этой части хромает на обе ноги.

Было бы не так обидно, если бы плитка крошилась, вылетала или прогибалась в тех местах, где ее укладывали давно, как минимум лет десять, а то и двадцать назад.

DSCN9339

DSCN9375

IMG_0046

IMG_0047

Но ведь не выдерживают испытаний и гораздо более свежие покрытия. Может, причина не только в подземных коммуникациях, но и в соблюдении (или несоблюдении) технологии их укладки? Совершенно случайно нашла снимки, сделанные в 2008 или 2009 г. после реконструкции пр. Пушкина. На них запечатлены некоторые моменты благоустройства тротуара.

IMG_0004

IMG_0008

Не уверена, что погода была подходящая для укладки плитки. Но специалистам видней…

Не лежится на месте тротуарной плитке и в некоторых минских дворах. Лишь один пример из многих – двор 2-го корпуса дома № 17 на ул. Берута. Как рассказывают жители, несколько лет назад после капремонта здесь провели благоустройство, сделали цивилизованную пешеходную дорожку. Но въезжающие на тротуар автомобили нарушили целостность покрытия. Именно такую причину назвала директор ЖЭС № 30 Галина Душкевич. Некоторое время назад тротуар вроде как восстановили. Правда, по словам жильцов, перед тем, как поправить покрытие, плитку долго «выдерживали» в стопках прямо здесь, во дворе, чем, похоже, воспользовались некоторые несознательные граждане. А то, что осталось, уложили вот так:

DSCN9429

DSCN9433

Если учесть, что в ЖЭС нет специалистов по укладке мелкоштучной плитки, то вполне сносно. Но в дождь, думается, пешеходам здесь не слишком комфортно. Как и напротив 2-го подъезда, где плитка просела. Возможно, бордюр в этом месте опустили специально, чтобы дворникам было легче выкатывать мусорные контейнеры. Но когда после сырой погоды подмораживает, получается мини-каток:

DSCN9437

DSCN9438

Что касается тротуаров во дворах, наверное, правильней было бы после благоустройства сразу ограждать их делиниаторами, чтобы машины не могли заезжать на пешеходные дорожки. А вот как усмирить «гуляющую» плитку вдоль городских улиц и проспектов? Вопрос остается открытым.

Фото автора

 

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Ляхтейнен Ирина

Это же надо так плохо делать свою работу!