Сказки по рецепту: они не только развлекают и воспитывают, но способны даже исцелять

15 Ноя 2014 18:00

Автор:

Блог автора

В них можно верить и не верить, но читать нужно обязательно. Потому что сказки, как оказалось, не только развлекают и воспитывают, но способны даже исцелять. К тому же в отличие от лекарств – без побочных эффектов.

Сказкотерапия (3)

В каких случаях можно и нужно прибегать к сказкотерапии? Об этом разговор с психологом, одним из ведущих специалистов по этому методу лечения в нашей стране Натальей Сакович.

Кому особенно показано

– Наталья Александровна, с какими проблемами чаще всего обращаются к сказкотерапевтам?

– Часто ко мне приводят детей и подростков, подверженных разным страхам и тревогам. Нередко они болезненно боятся темноты, маньяков, войны, террористов, стихийных бедствий. Но чаще всего – учителей, школы, контрольных работ, тестов и экзаменов, наказаний за плохие отметки, родительских упреков. Есть у меня юные пациенты и с нарушениями поведения в виде проявлений агрессивности, воровства, суицидальных настроений. Психологическую коррекцию с помощью сказок провожу также в тех случаях, когда ребенок не может справиться с горем, например из-за потери близкого человека.

– За счет чего достигается терапевтический эффект?

– Сказкотерапия эффективна, когда специалист понимает, что происходит с его пациентом, и ювелирно подбирает конкретно под него готовую историю либо пишет авторскую. Важно понять, что именно в поведении детей мы хотим «переписать» с помощью сказки. Облегчение состояния наступает благодаря тому, что ребенок осознает происходящее с ним, в его памяти пробуждаются позитивные переживания. Идентифицируя себя с главными героями сказок, дети справляются со страхами, агрессией, «присваивают» себе положительные качества литературных персонажей, учатся находить выход из трудных ситуаций. Сказкотерапия применяется как отдельно, так и в синтезе с другими методами психокоррекции.

Каждому свой сюжет

– Видимо, робким детям прописывают одни сказки, а агрессивным, уличенным в воровстве – другие?

– «Три поросенка» – замечательная сказка для агрессивных детей. Сначала ребенку можно дать роль злого и коварного волка, который пугает поросят (в реальной жизни – своих сверстников в детском саду), а потом предоставить возможность почувствовать себя запуганным поросенком, чтобы он проникся к этому персонажу сочувствием и, как следствие, изменил поведение. Для работы с замеченными в воровстве пациентами подходят мифы Древней Греции, сказка про Аладдина, русская сказка «Иван-царевич и серый волк», белорусская «Кузнец», то есть такие, герои которых что-то крадут, а потом за это сильно расплачиваются. Занимаясь реабилитацией детей с онкологией, я использую, как правило, народные сказки, где главные герои справляются с огромными трудностями и, даже изрубленные на десять частей, воскресают заново с помощью живой воды. Это придает больным детям сил, укрепляет веру в исцеление. Для терапии подростков, страдающих суицидальными настроениями, нередко применяю притчу Пауло Коэльо «Вероника решает умереть», а также «Сказки доктора Балу» Андрея Гнездилова.

Сказкотерапия (1)

– Книги о Гарри Поттере имеют поразительный мировой успех у юных читателей, однако вызвали противоречивые мнения литературных критиков, представителей церкви. С позиций психолога эти произведения стоит рекомендовать несовершеннолетним?

– Книги о Гарри Поттере, бесспорно, могут быть очень эффективными, поскольку содержат историю возмужания героя. По этой же причине они популярны и у взрослых. Как отмечают психологи во всем мире, большинство наших совершеннолетних современников «застряли» в пубертатном периоде, живут в состоянии постоянного протеста – по отношению к родителям, начальству, окружающему миру. В «Гарри Поттере» описаны этапы взросления мальчика, преодоление им подросткового кризиса, поиск самого себя, своего места в жизни, выстраивание отношений со сверстниками, учителями, миром, добром и злом. А помните, как профессор Ремус Люпин учил детей противостоять страху? «Если боишься, например, паука, – говорил он, – стоит представить паука на роликах, и страх станет меньше». Это психотерапевтический прием минимизации страха.

– Все ли сказки могут использоваться для лечения? Есть ведь среди них такие, которые жутковато читать ребенку. Они, наоборот, могут напугать его.

– Маленьким детям не подходят многие сказки Х.К. Андерсена. В них довольно много философских понятий, а абстрактное мышление формируется только к 9–10 годам. Скажем, «Девочка со спичками» Андерсена или «Корабль призраков» Гауфа могут травмировать психику ребенка. Для дошкольного возраста лучше выбирать короткие простые сказки и рассказы о животных. Подойдут произведения А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака.

– Сегодня во многих семьях родители не читают детям на ночь. Как это отражается на юном поколении?

– Это очень обедняет, ведет к тому, что у многих ребятишек возникают проблемы идентичности. Они не понимают, кто они, откуда и к чему стоит стремиться. Сложно ориентируются в реальном мире. Сказки формируют нравственные ориентиры, учат строить отношения с людьми, адаптируют к жизни, развивают фантазию, познавательную активность, мотивацию. В народных сказках – психологический и культурный иммунитет нации. В них прописано, как справлялись с трудностями наши предки, как радовались, как любили, по каким законам жили.

И взрослым полезно

– Применяется ли сказкотерапия в лечении взрослых?

– Конечно! Одним из первых сказкотерапевтов можно считать Шахерезаду, которая своими рассказами избавляла мужа от невроза. Этот метод лечения необходим людям, переживающим сложные кризисные ситуации, потерю смысла бытия. Уже несколько лет фармацевтическая компания «Солвей-Фарма» поддерживает проект «Сказки – это лекарство!», в рамках которого вышли специальные сборники (в том числе и мои) для взрослых, страдающих депрессией, нарушением пищевого поведения, сексуальными расстройствами и другими проблемами. Цель этого проекта – объяснить пациентам, что с ними происходит, и помочь найти выход.

– То есть взрослым обычно рекомендована авторская сказка?

– Не только. В работе с ними я использую фэнтези, анекдоты, притчи, современную литературу, тексты песен, комиксы, сюжеты других художественных произведений. Выбираю тех героев, с которыми пациенты хотели бы себя идентифицировать. Например, книги Дарьи Донцовой и Татьяны Устиновой, некоторые телесериалы – хорошая сказкотерапия для взрослых женщин. Если история похожа на ее собственную, если женщина идентифицирует себя с главной героиней, то чтение или просмотр сериала снимает с нее психоэмоциональное напряжение, ей становится легче. Это способ защиты. Кстати, по тому, какие книги (или истории, притчи, фильмы) человек называет своими любимыми, можно многое сказать о нем самом – его характере, мировоззрении, жизненных приоритетах.

– Где сказкотерапия получила наибольшее признание?

– В России. В Санкт-Петербурге даже действует Институт сказкотерапии. Там развивают этот метод, исследуют его эффективность и механизмы действия. В Европе, Азии и Америке используют в основном терапию историями.

Справочно

Термин «сказкотерапия» впервые появился в психологической практике в 1994 г., когда в Санкт-Петербурге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева защитила докторскую диссертацию по использованию сказок с целью коррекции психологических состояний.

***

Сказкотерапия необходима людям, переживающим сложные, кризисные ситуации, потерю смысла жизни.

 

Фото из архива собеседника

Комментарии к статье
Добавить комментарий