В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Натаскать на тесты – еще не значит гарантировать учебу в вузе

28 Дек 2014 13:31

Автор:

Блог автора

О том, как читал стихи для Петра Машерова, почему удобно общаться с родителями дистанционно и как заинтересовать детей информатикой, рассказал директор гимназии № 40 Игорь Бобков.

– Мужчин-педагогов ценят сегодня на вес золота. Игорь Анатольевич, что подтолкнуло вас выбрать именно эту профессию?

– В педагогику я пришел непростым путем и в итоге осуществил не только свою мечту, но и мамину. Мама хотела быть учительницей, но когда приехала поступать в Москву, стала студенткой… финансового вуза. Просто в пединституте не оказалось общежития, а снимать жилье было не за что: отец, мой дедушка, погиб на войне, бабушка одна растила девятерых детей. В финансовом институте, который располагался через дорогу, общежитие предоставляли.

В нашей семье постоянно велись разговоры о педагогике – учительствовали и моя тетя, и двоюродные брат с сестрой. Родная сестра Татьяна работает сейчас в 122-й школе Минска. В старших классах я думал поступать в БГУ. Но однажды в школу в рамках профориентационной работы пришел аспирант из радиотехнического института. Он рассказал о том, кого готовят в этом вузе, каково там учиться. Пригласил нас посещать школу юного системотехника. Записались в нее полкласса. В итоге документы в РТИ подали семь человек. Двое поступили, в том числе я. Распределение получил в НИИ средств автоматизации, работал инженером-программистом. А в начале 1990-х, во время грандиозных перемен, все-таки ушел в школу.

– Как вышло, что ваша педагогическая деятельность постоянно связана с информатизационными проектами?

– Моим первым рабочим местом в качестве учителя информатики стала школа № 36. Наряду еще с 9 учреждениями образования Минска она участвовала в совместном проекте Министерства образования СССР и фирмы IBМ «Пилотные школы»: информатику преподавали по новым авторским программам на современной компьютерной технике. В принципе, мне нравится все новое, перспективное. Поэтому развивать информационные технологии я решил и в 222-й школе, которую возглавил в 2001-м. Через два года после открытия мы уже заняли призовое место в тематическом городском конкурсе в главной номинации «Комплексная автоматизация учреждения образования». Установили по всей школе и в нескольких ближайших домах локальную сеть, автоматизировали рабочие места администрации и специалистов. Пробовали применять элементы дистанционного обучения, например пересылали болеющим ученикам домашние задания по электронной почте. С прошлого учебного года участвуем в региональном проекте «Умная школа»: используем электронные журнал и дневник. Причем в эксперимент включены все классы – с 5-го по 11-й, хотя изначально предлагалось организовать лишь контрольную группу. Мы единственные из 11 школ-участниц стартовали в полном составе. Было непросто: многих учителей пришлось обучать пользоваться компьютерной техникой практически с нуля. Сегодня 58 педагогов гимназии имеют в своем распоряжении планшет, что очень удобно.

– В чем конкретно заключается удобство?

– Во-первых, у учителей появилось больше свободного времени. Если раньше в конце четверти они подолгу сидели в учительской, перенося из своих блокнотов и тетрадей оценки в журнал, то теперь тратят на это не более 10 минут. Во-вторых, на сайте гимназии, который действует в рамках эксперимента, каждый педагог видит свой вариант расписания уроков. В-третьих, есть прекрасная возможность установить контакт с родителями гимназистов: на том же сайте они высказывают свои пожелания. Так, недавно одна мама попросила не назначать родительское собрание в 6-х и 2-х классах в одно время, так как не успевает поговорить с классными руководителями своих детей. Просьбу обязательно учтем.

А на днях я неожиданно обнаружил еще один плюс «Умной школы»: дети начинают работать на опережение. Проверял как-то домашнее задание ученика и увидел выполненную работу, которую… не задавал. Оказывается, парень болел, а домашние задания брал с сайта (они размещены на четверть вперед).

– А не страшно, что дети окончательно увязнут в компьютерах?

– Информатизация, считаю, не повредит никому. Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь, и нынешние дети просто не представляют, как можно без них обходиться. Компьютеры окружают их с рождения. Безусловно, серьезные опасения насчет того, что молодежь уходит из социума, погружаясь в виртуальную среду, небеспочвенны. Чтобы этого не произошло, и существуют, наверное, школы, где кипит реальная жизнь.

– Информатика, видимо, самый любимый предмет современных школьников…

– Я бы так не сказал. На мой взгляд, сегодня, наоборот, ощущается снижение интереса к ней. Наполнение предмета носит прикладной характер: много внимания уделено изучению текстового, графического редакторов, электронных таблиц, созданию базы данных. А дети в большинстве своем уже пробовали и текст набирать, и с картинками работать. Многие недоумевают: зачем опять это делать? На уроках объясняю, что текстовый редактор можно изучать много-много лет, так как способов работы с ним множество. Показываю, как выполнить задание быстрее, эффективнее, качественнее, акцентирую внимание на том, что важно научиться добывать знания. Стараюсь создавать такие ситуации, когда детям приходится что-то придумывать, открывать.

– О своих выпускниках можете сказать, что они научились учиться?

– Среди них есть довольно большой процент тех, кто умеет это делать. К сожалению, в последнее время бытует мнение, что школа ничему не учит и в вуз невозможно поступить без репетитора. На родительских собраниях пытаюсь его опровергнуть. И в нашей гимназии ежегодно находятся выпускники, которые становятся студентами престижных вузов без помощи репетиторов и подготовительных курсов. Многое зависит не только от учителей, но и от семьи. Важно, насколько родители доверяют учреждению образования.

Старшеклассникам привожу в пример то время, когда сам поступал в институт. Тогда не было частных учебных заведений и платной формы обучения. Поступали, как правило, самые подготовленные выпускники школ. Но в любом вузе после первой сессии среди этих лучших неизбежно появлялись свои отличники, хорошисты, троечники и двоечники. Что происходило за 4 месяца от момента поступления со школьным отличником? На мой взгляд, его аттестат не отражал реального уровня знаний. Совершенно другая картина наблюдалась у тех, кто умел работать. То же самое и сегодня: натаскать на тесты – еще не значит гарантировать успешную учебу в высшем учебном заведении.

– Коллектив гимназии в основном женский. Внутренние конфликты вам, как директору, часто приходится разбирать?

– Очень редко. Коллектив у нас сейчас крепкий: 70 % – учителя высшей и первой категории. Было непросто в первые годы после открытия учреждения, когда численность учащихся достигала 2.300 (наша школа стала первой в жилом районе Лошица). Классы росли в течение учебного года, учителя требовались постоянно. Педагогов приходило много, но оставались не все. Те, кто попал в профессию случайно, уходили, не выдерживая конкуренции. Может, поэтому серьезных конфликтов у нас теперь и не бывает. К слову, я не из тех руководителей, которые рубят с плеча. Нахожу в себе силы и выдержку, чтобы дать учителю возможность проявить себя.

– На отдых время находите? Что позволяет отвлечься?

– Никогда не ставлю перед собой цели отвлечься от работы. Это моя жизнь. В любое время доступен по телефону для коллег, учеников и их родителей. Отдыхать же стараюсь активно: люблю путешествовать, плавать, загорать. С коллективом мы объехали все знаковые места в Беларуси: Несвиж, Мир, Новогрудок. Последняя поездка, к примеру, была в Брест – приурочили ее ко Дню учителя.

– А в Минске какие уголки любимые?

– Люблю Немигу, Троицкое предместье, Лошицкий парк. Он очень преобразился за последние годы. Когда-то ходил по его тропкам из Серебрянки в ДК камвольного комбината в театральный кружок. Однажды даже выступал на сцене перед Петром Машеровым – декламировал стихи во время концерта.

В Минск, к слову, наша семья переехала, когда я окончил семь классов. На дворе стоял июнь. Друзей, знакомых не было, и все лето я катался на общественном транспорте, рассматривая город. Он был таким же чистым и аккуратным.

Дополнительная информация

40-й гимназией школа № 222 стала в 2012 году. Игорь Бобков возглавил учреждение в 2001-м.

Фото Сергея ПОЖОГИ

 

Еще статьи рубрики:

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Почему бумажные записки на уроке уже не комильфо?

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Учитель физкультуры А. Снытин: «Мальчики сегодня проигрывают девочкам в беге, прыжках и даже не расстраиваются»

 В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Директор гимназии № 37 И. Даненкова: «Быть руководителем и мамой – сложно»

Комментарии к статье
Добавить комментарий