Мусорную урну с подземным контейнером оборудовали на одной из остановок в Партизанском районе

29 Янв 2015 15:20

Автор:

Блог автора

Около 3 лет назад в Минске появилась первая и пока еще единственная мусорка с подземным контейнером. Она установлена на остановочном пункте общественного транспорта на пересечении ул. Долгобродской и Уральской, а обслуживается УП «Ремавтодор Партизанского района».

– Идею почерпнули на выставке в Мюнхене, посвященной охране окружающей среды и экологии, которая проходила в 2012 году. Удивило такое решение и, вернувшись в Минск, мы сделали эскиз и заказали на соседнем заводе опытный образец. Установили на ул. Долгобродской. Там как раз в то время проходил капитальный ремонт улицы, – вспоминает заместитель директора по информационным технологиям и развитию УП «Ремавтодор Партизанского района» Олег Новиков, который в то время возглавлял предприятие.

С виду экспериментальная модель похожа на обычную урну, особенности же конструкции спрятаны под землей: в подземную полость из монолитного железобетона плотно вставлен металлический контейнер габаритами 1,3х1,2х1,45 м. Все, что люди бросают в урну, попадает в этот контейнер, благодаря чему она кажется бездонной. На самом деле дно, конечно же, есть, а объем, который может вместить контейнер, – 1,8 м3.

фотография8

Оценивая свое детище, О. Новиков говорит, что экспериментальным образцом доволен:

– В Партизанском районе около 150 остановок общественного транспорта. Дважды в день по маршруту ездит мусоровоз и очищает 40-литровые урны, которые из-за своего небольшого объема заполняются очень быстро. В результате, тратится огромное количество топлива, а если где-то мусоровоз не успел подъехать вовремя, санитарное состояние остановки портится на глазах: емкость переполняется, ветер разметает мусор, а если среди него оказывается что-то съедобное, подключаются птицы и животные, которые разбрасывают содержимое мусорки. К тому же обычная урна на остановке опустошается вручную. То есть подъезжает машина, выходит рабочий, берет эту емкость и высыпает содержимое в кузов. Труд, мягко говоря, не самый приятный и благородный. Поэтому, учитывая не очень высокую зарплату, тяжело найти на такую работу людей.

Остановка на ул. Долгобродской до появления там подземного контейнера была весьма проблемным местом: рядом торговый техникум, завод, к тому же это своего рода пересадочный узел (здесь же поблизости остановка трамваев), потому там много людей и, как следствие, собирается много мусора.

фотография2

Теперь мусоровозы заезжают на этот остановочный пункт примерно 1 раз в 2 месяца. Для обслуживания используют трактор с гидроманипулятором – технику, которая имеется в арсенале дорожников и применяется при перевозке строительных материалов и для других нужд. При помощи гидроманипулятора контейнер извлекают из подземного укрытия, направляют в прицеп трактора и опустошают. Затем его ставят на место и закрывают крышкой. Вуаля! О мусорке можно забыть на 2 месяца.

О. Новиков говорит, что за время эксплуатации отходы в чудо-мусорке ни разу не загорались, хотя незатушенные окурки в нее наверняка попадают с завидным постоянством. Все дело в том, что в контейнер нет притока воздуха, поэтому даже если что-то и загорается, то быстро гаснет, когда выжигается кислород.

По словам специалиста, неприятного запах из урны, которую опорожняют так редко, тоже нет – из-за того что контейнер с содержимым находится под землей, где температура ниже, чем снаружи, пищевые отходы портятся не так быстро, как в емкостях, установленных на поверхности.

– Идея хорошая и заслуживает внимания. Если внедрить такие контейнеры, можно достигать ежегодной экономии на эксплуатации около 25 %. В течение 3–4 лет установка полностью окупается. В Европе набирает популярность такое решение, и в 2014 г. на выставке в Мюнхене уже было представлено огромное количество различных фирм, которые теперь выпускают эти подземные контейнеры различного дизайна и с разнообразными функциями, – говорит замдиректора районного «Ремавтодора».

IMG_0786

IMG_0797

IMG_0812

IMG_1757

И вспоминает, что осенью, когда ездил в отпуск в Португалию, увидел, что там мусор повсеместно собирается под землей. Мусоровозы не ездят по графику, а действуют по обстановке. В португальских подземных контейнерах установлены ультразвуковые датчики, которые фиксируют степень наполненности емкости и отправляют на диспетчерский пункт информацию.

IMG_0799

IMG_0800

Стоит такой прибор около 250–300 долларов. Замеры проводит дважды в день. Внутри датчика есть элемент питания, которого хватает на 4 года.

То есть мусоровоз приезжает только тогда, когда в нем есть необходимость, что позволяет коммунальным службам экономить на топливе, поскольку маршрут выстраивается исходя из данных о том, где действительно пора опорожнять контейнеры. А вот в минской урне никаких датчиков нет. Степень заполненности определяют на глаз. Поскольку такой объект только один, уследить за ним несложно.

IMG_0793

– Португалия – небогатая страна, тем не менее они смогли перестроить эту систему. Местное предприятие, занимающееся выпуском таких контейнеров, производит их не только для своих нужд, но и экспортирует свою продукцию в Израиль, Турцию, Великобританию, Францию и даже в Бразилию. Цена одного контейнера вместе с установкой – около 4,5 тыс. евро. Речь о самой современной модели с автоматикой. Но эту стоимость можно сократить наполовину, если хотя бы часть комплектующих и установку производить собственными силами. Например, бетонную оболочку, корпуса, покрытия делать у нас, а остальное закупать у них, – говорит О. Новиков.

Несмотря на такую космическую для мусорки цену, развивать это направление, как считает собеседник, необходимо – ведь такой способ сбора отходов и более эстетичен, и менее затратен, и позволяет снять вопросы, связанные с антисанитарией. При наличии финансирования он бы отправил под землю в первую очередь мусор с остановочных пунктов на каркасных улицах и в центре города, где большой пассажиропоток.

Что «первый блин» получился комом, специалист, внедривший новинку, не считает. Однако признает: экземпляр несовершенен. В идеале существующую модель можно было бы усовершенствовать, производить в Минске и использовать для нужд города. Среди шероховатостей – небольшой объем (производители таких контейнеров из Европы делают как минимум 3 м3). А если предположить, что рано или поздно такие урны начнут появляться в разных частях города, хорошо бы оснастить контейнеры датчиками контроля наполняемости, ведь, если их появится хотя бы пара десятков, сложно будет определять их состояние на глаз. Еще можно было бы поработать над дизайном мусороприемника (той самой урны, которая остается на поверхности).

Фото предоставлены О. Новиковым

 

Еще новости по теме:

Возле столичных магазинов установят контейнеры для отходов сложной бытовой техники 

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Дарья Орел
Дарья Орел

Ого, как интересно))))

Vasili Andreyev

Отличное!