УЛИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА. Интернациональная

29 Янв 2015 16:10

Автор:

Блог автора

Однажды Евгений Александрович Мазо, старый журналист, уроженец Минска, знавший город, как свою ладонь, сказал об улице, на которой рос в довоенное время:

– Она меняла названия, но всякий раз получала правильное имя. Вот я слышу слово «Интернациональная» и вспоминаю двор нашего дома, в котором росли дети семи национальностей. Каждый говорил на своем языке, но понимали друг друга прекрасно. И призывы матерей из окон переводили моментально, будь-то еврейское приглашение ужинать или польское обещание наградить озорника порцией ремня…

_MG_8133

Улица известна с XVI в. Тогда она называлась Зборовой. Здесь был расположен кальвинистский сбор, возле которого селились ремесленники-кальвинисты. В 1633 г. здесь возвели монастырь бенедиктинок, потом доминиканский костел, отель «Европа». Улица сильно пострадала в Великую Отечественную войну, часть зданий впоследствии была снесена. Но сохранились строения различных стилей постройки XVIII–XX вв.

_MG_8123

Другая часть улицы изначально называлась Волоцкой. Впоследствии два отрезка переименовывались в Преображенскую и Крещенскую, после революции в Интернациональную и Октябрьскую.

Зайдите за «спину» Дворца Республики. Отсюда, с последних зданий Интернациональной (ранее этот отрезок носил название Волоцкой улицы), начнем осмотр. Почему с конца? Потому что здесь сохранились очень старые здания, заслуживающие самого пристального внимания.

_MG_8143

Дом № 31, принадлежавший изначально минчанке Ленской, был построен в конце XVIII – начале XX века. Хозяйка была, судя по всему, богатой, дом строила с размахом. Во всяком случае, когда через столетие в 1904 г. здесь разместилась первая в Минске публичная городская библиотека им. Пушкина, места в ней хватало и читателям, и десяткам тысяч книг. Книжный фонд интенсивно пополнялся за счет пожертвований. Причем многие меценаты, очевидно, были поклонниками революционных идей. Иначе откуда бы в библиотеку поступили произведения Маркса, Энгельса, Чернышевского, Плеханова, Клары Цеткин. Вдобавок к тому партия эсеров устроила в здании еще и подпольную типографию, раскрытую полицией в 1907 г.

IMG_8078

В 1909 г. почетным членом библиотеки был избран Лев Толстой. Читателями ее были Богданович, Купала, Бядуля, Колас, Тетка. После революции библиотека получила статус народной, позднее стала областной. Перед войной в ней насчитывалось 150 тыс. книг. В 1971 г. библиотека переехала на улицу Гикало.

_MG_8119

Рядом – дом № 33, реконструированная и открытая для посещений усадьба художника Ваньковича. Построена тогда же, на рубеже XVIII и XIX вв. из дерева. Дом располагался в глубине участка, который был отделен от улицы оградой и въездными воротами – «брамой». За ним теснились хозяйственные постройки. От дома к Свислочи спускался яблоневый сад, который дожил до конца XIX в.

_MG_8130

Валенсий Ванькович – автор портретов Пушкина и картины «Мицкевич на скале Аю-Даг». Самые известные полотна художника – «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева в 968 г.» и «Наполеон возле костра». Чем не повод для разговора с детьми о войне 1812 года?

_MG_8131

И еще один старый, построенный в 1797 г., дом на этой же стороне улицы№ 21. Первоначально он имел два этажа, в начале XX в. надстроили третий. Над улицей два небольших балкона с ажурной оградой. Фасад укреплен выступающими частями стены – контрфорсами. Но дом достоин внимания не только в силу возраста, а и потому, что в нем жил наш земляк, уроженец фольварка Убель в Червенском районе – выдающийся композитор, основоположник польской и белорусской оперы, дирижер и педагог Станислав Монюшко. Посмотрите в окошко ресторанной веранды, на стене дома – барельефная мемориальная доска.

_MG_8136

Семья Монюшко переехала в Минск в 1830 г., и Станислав учился в Минской гимназии, которая располагалась рядом – в базыльянском монастыре. В гимназии он получил первые уроки композиции от известного в то время белорусского музыканта Стефановича. Свои первые оперы и оперетты Станислав Монюшко поставил в Минске. «Идиллия» («Селянка»), которая считается первой польской и белорусской оперой, была написана на либретто известного белорусского драматурга Винцента Дунина-Марцинкевича, судьба которого также связана с этим районом Минска. Неподалеку, в монастыре бернардинок (в то время – православный Свято-Духов), за участие в восстании 1863 г. отбывала наказание дочь писателя Камилла. На той же улице Волоцкой, напротив дома, где жил Монюшко, был расположен еще один, доминиканский, монастырь. Он был основан в 1605 г. и сохранялся до середины прошлого века.

_MG_8140

Положа руку на сердце, признаемся, что в архитектурных стилях и направлениях мы не сильны. Да и откуда взяться фундаментальным знаниям, если здания города не единожды разрушались до фундамента.

Однако… Единичные представители классицизма, барокко, ампира, различных их гибридов сохранились. Главное – знать места. На Интернациональной ищем модерн (в переводе – новейший, современный).

_MG_1067

В недавнем прошлом этот стиль клеймили как декадентское направление искусства и архитектуры. Зодчих упрекали за манерную вычурность, деформацию привычных очертаний, введение причудливых орнаментов из ломаных, разорванных и кривых линий, использование символических мотивов и даже за применение новых дешевых материалов в декоративных целях. Припомнив подобные характеристики, готовимся увидеть монстра.

Дом № 16 таковым совсем не кажется. Он просто веселый и озорной, со стенами хулиганского джинсового цвета. И даже заплатки из тех самых дешевых материалов имеются на его одежке. Это разноцветные майоликовые плитки, разбросанные по всему фасаду. Кроме того, главную стену украшают вертикальные мелкие углубления – ризалиты, которые завершаются треугольными щитами. В отделке присутствует рустовка – то есть штукатурка, имитирующая грубую каменную поверхность. Здесь же прилеплены расположенные пирамидой ажурные балконы.

_MG_1069

По мнению исследователей архитектуры Минска, такое разнообразие декоративных элементов на фасаде здания вынужденное. Дом изначально был зажат в плотном ряду уличных строений, и сделать его заметным можно было только интенсивным украшательством лицевой стены.

Этот очень удачный образец модерна был построен в 1913 г., служил гостиницей. Сейчас в нем гнездятся различные офисы.

В стиле модерн была построена (а сейчас воссоздана) и гостиница «Европа».

фото Тамары Хамицевич

Здание принадлежало минчанину Поляку, и после реконструкции в 1913 г. гостиница была суперсовременной, самой большой в Северо-Западном крае. Шесть этажей, 130 номеров, единственный в городе лифт, первоклассный ресторан Саулевича, отделение банка, дамская и мужская парикмахерские, читальный зал, в каждом номере – телефон, ванна, электричество. К поездам отсюда отправлялись экипажи и авто. Вот такой во всех отношениях – полный модерн!

Фото Тамары Хамицевич

 

Еще статьи рубрики «Улицы нашего города»:

Улицы нашего города: Коммунистическая – скромное обаяние ностальгии

Улицы нашего города: уютный проспект Независимости – от парка Челюскинцев до академии наук

УЛИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА. На улице Кедышко строили первый микрорайон в столице

УЛИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА. Проспект Победителей

УЛИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА. На ул. Революционной большинство домов построены в XVIII–XIX веках

Комментарии к статье
Добавить комментарий