Минская подземка: вчера, сегодня, завтра

05 Фев 2015 11:14

Автор:

Где и когда появятся первые станции новой, третьей линии Минского метрополитена, что снесут и что построят там, где она пройдет, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Ежедневно без малого 873 тыс. жителей и гостей столицы пользуются услугами минской подземки. Метро горожане называют самым удобным, быстрым и экологичным видом транспорта. Жизнь большого города без него немыслима, утверждают минчане. В прошлом году услугами подземки воспользовались более 318,5 млн пассажиров. По объему пассажирских перевозок минское метро занимает 4-е место среди 16 метрополитенов СНГ, уступая лишь московскому, санкт-петербургскому и киевскому.

А помнишь, как все начиналось?

В конце 1960-х руководство республики задумалось о создании в Минске нового вида транспорта. Однако, чтобы получить разрешение Москвы на строительство подземки, властям БССР пришлось пойти на беспрецедентные меры: чтобы Минск получил право на четвертый вид транспорта, сельские жители могли переезжать в столицу на льготных условиях. Метро создавали лишь в городах-миллионниках – это технологическая, детально просчитанная необходимость численности. Иначе поезда будут ходить полупустыми или же с интервалом, фактически уменьшающим пользу от подземки.

В 1975 году в Минске родился миллионный житель. А 5 мая 1977 года в районе будущей станции «Парк Челюскинцев» начались работы.

Что нам стоит метро построить?

Строительство метро – удовольствие затратное. Километр обходится в среднем в 40–60 млн долларов. Поэтому еще на стадии проектирования третьей линии специалисты искали варианты экономии. Например, станцию «Площадь Франтишка Богушевича» решено поднять на 15 м, уйти с территории исторической застройки в переулке Северном, где был предусмотрен снос трех домов, а также оптимизировать перекладку инженерных сетей. Нашли бюджетный вариант возведения «Вокзальной». Станцию оборудуют наземным вестибюлем и также приподнимут. Вообще же, по прогнозам руководства ОАО «Минскметропроект», возведение третьей ветки будет очень непростым. Во-первых, из-за сложных инженерно-геологических условий, во-вторых, из-за того что линия метро пройдет под транспортными развязками.

Сегодня с финансированием метростроя возникли проблемы: в августе должны доставить механизированный проходческий щит, который значительно ускорит работу. Однако уже сейчас необходимо изыскать порядка 15 млрд рублей для его эффективной эксплуатации.

– Чтобы обеспечить бесперебойную работу этого дорогостоящего оборудования, надо сделать запас поточной обделки для проходки. А для этого требуется закупить песок, цемент, арматуру, щебень, – пояснил на заседании совета ГПО «Минскстрой» директор УП «Минскметрострой» Александр Куделко. – Но целевой аванс на закупку таких материалов не выдают. Обращения в министерства финансов и архитектуры и строительства результата не дали. Надо расширить перечень материальных ресурсов и сроки, на которые можно брать целевой аванс.

До основанья, а затем…

Первый участок третьей ветки метро подразумевает снос около 140 зданий. Без малого полсотни из них – жилые дома. Именно с ними у метростроевцев и возникает больше всего проблем. Сейчас идут судебные тяжбы с собственниками. Также есть ситуации, когда владельцы квартир умерли и в течение полугода, которые по закону дают на вступление в наследство, решать вопрос нельзя. Тем не менее процесс идет. Сейчас УП «Минскметрострой» занимается перекладкой сетей там, где это возможно. Идет демонтаж нескольких корпусов ОАО «Галантэя» и ОАО «Сукно». Все зоны влияния растущей подземки архитекторы просчитали еще на уровне проекта. С 2003 года на генплане Минска участки будущего метростроя отмечены красными линиями, то есть застройка на них не идет. Схожая ситуация и с четвертой веткой. Тут уже учтены и трасса, и техническая зона метрополитена. А снос домов здесь заложен в планы более 30 лет назад.

Строительство Минского метрополитена когда-то называли стройкой века. Она захватила весь центр столицы и парализовала движение наземного транспорта. Новые тоннели будут по максимуму строить закрытым способом – это уменьшит неудобства для горожан, ведь тогда перекрывать дороги не нужно, а вот станции – открытым, в котлованах. На пересечении улиц Жуковского и Воронянского работа на «Ковальской Слободе» идет в районе плотной застройки. Грязь, битый кирпич – ограждения не стали надежным фильтром для издержек строительства.

– Трудности временные, а метро – навсегда, – считает житель соседней многоэтажки Иван Кузьмин. – Мы же понимаем, что строителям непросто тут работать: развернуться негде, а масштаб – ого-го! Это как ремонт в одной комнате делать и стараться, чтобы пыль и грязь в другие не просачивались. Непросто, согласитесь.

Тем не менее культура строительного производства на объектах метростроя остается под особым контролем помощника Президента – главного инспектора по городу Минску Александра Якобсона и санитарных служб столицы.

На метро до самых до окраин

Сегодня динамично развивающемуся и многолюдному Минску, по подсчетам специалистов, необходимы четыре ветки метрополитена. И строительство первых станций третьей линии, которая пройдет под рекой Свислочью и свяжет южную и северную части города с центром, уже началось. Ожидается, что в 2017 году первых пассажиров примут станции «Юбилейная площадь», «Площадь Франтишка Богушевича», «Вокзальная» и «Ковальская Слобода». Для разгрузки пересадочного узла «Купаловская» – «Октябрьская» третья линия должна создать так называемый транспортный треугольник. Здесь появятся дополнительные узлы «Фрунзенская» – «Юбилейная площадь» и «Площадь Ленина» – «Вокзальная». А к 2020-му на третьей линии запланировано открытие еще трех станций. Это «Аэродромная» на территории бывшего аэропорта Минск-1, «Неморшанский сад» на пересечении улиц Кижеватова и Осиповичской, а также «Слуцкий Гостинец» в районе Кижеватова – Корженевского. Позже построят еще 7 станций, но уже в северо-восточном направлении от центра до жилого района Зеленый Луг. Они пройдут через проспекты Победителей и Машерова, улицу Веры Хоружей, площадь Бангалор, улицы Мележа и Кольцова. Между тем в планах проектировщиков – четвертая линия метро. Она соединит три ветки. Но ее открытие – в отдаленной перспективе, ориентировочно в 2035 году.

Справочно

В инвестиционной программе Минска на 2015 год более 500 млрд рублей предусмотрено на строительство третьей линии метро. В целом на сооружение объектов Минского метрополитена в 2015 году направят 1 трлн 112 млрд рублей.

Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж с двух стройплощадок, где сегодня возводят станции «Вокзальная» и «Ковальская Слобода».

 ZK4A7863

ZK4A7867

ZK4A7869

ZK4A7875

ZK4A7883

ZK4A7885

ZK4A7895

ZK4A7898

ZK4A7899

ZK4A7908

ZK4A7913

ZK4A7932

ZK4A7933

ZK4A7946

ZK4A7947

ZK4A7954

ZK4A7955

ZK4A7960

ZK4A7962

ZK4A7965

ZK4A7969

ZK4A7976

ZK4A7979

ZK4A7984

ZK4A7995

 

Фото и видео Сергея Лукашова

Комментарии к статье
Добавить комментарий