Можно трогать: каковы на ощупь картины Хруцкого и Бялыницкого-Бирули

11 Фев 2015 16:13

Автор:

Блог автора

В Национальном художественном музее представлен проект «Искусство на кончиках пальцев». Здесь побывала корреспондент агентства «Минск-Новости».

– Смелее! Эти работы можно трогать, они для того и созданы, – говорит Людмила Скрадаль – инициатор художественной выставки, которая доступна для незрячих и слабовидящих.

Тактильные копии картин «Фрукты» Ивана Хруцкого и «Зимний сон» Витольда Бялыницкого-Бирули представлены в выставочном зале, где экспонируется классика белорусской живописи XIX – начала XX в. Первая работа сделана из фаянса (автор – Анна Белогурцева), вторая – из папье-маше (автор – Наталья Цеван).

– Поверхность шероховатая. Дотрагиваешься, и ощущение, как будто снег хрустит. Чувствуете? – поясняет Людмила, пока я, закрыв глаза, учусь воспринимать живопись на ощупь.

Возникают ли у меня ожидаемые ассоциации со снегом, коркой льда, зимним утром – трудно сказать. Картину «Зимний сон» видела много раз. Зрительный образ, который давно в памяти, мешает чистоте эксперимента.

– Было очень сложно найти художников, которые согласились бы поучаствовать в проекте. В Беларуси нет опыта создания подобных работ, – говорит Людмила Скрадаль.

Участники творческой группы «Мивия», куда входит и Людмила, изучили методики, которые применяются в Европе. На них и ориентировались, объясняя художникам и музейщикам, что представляет собой тактильная интерпретация произведения искусства.

_MG_7739

Витольд Бялыницкий-Бируля, «Зимний сон»

 

– Помните картину «Зимний сон», да? Одна из моих любимых работ Бялыницкого-Бирули, – рассказывает художник-керамист Наталья Цеван. – По ощущениям – это нежность, спокойствие, душевная гармония, которая, возможно, длится только мгновение. И художник стремится удержать этот миг. Атмосфера создается прежде всего цветом. Думала, можно ли передать эту «сиреневость» через материал? По тактильным ощущениям мне понравилось работать с папье-маше.

Говорит, что участие в проекте – чистый эксперимент. Даже для себя пока не решила, удалось ли справиться с задачей.

– Старалась передать то ощущение нежности, которое испытываю, когда смотрю на «Зимний сон», – говорит Наталья. – Жду отзывов посетителей.

Представить, как выглядят «Фрукты» Хруцкого и «Зимний сон» Бялыницкого-Бирули, помогает аудиоэкскурсия.

_MG_7762

Иван Хруцкий, «Фрукты»

 

IMG_7693

Тактильный вариант картины

 

– Не позиционируем этот проект как «только для незрячих». Можно закрыть глаза и попробовать тактильно воспринять изображение, – говорит Людмила.

_MG_7698

_MG_7699

– В ближайшие дни выставка будет дополнена экспонатами из фонда музея. Это работы современных белорусских скульпторов – Александра Финского и Андрея Осташова, – говорит старший научный сотрудник отдела научно-просветительской работы НХМ Марина Смагина. – Учитывая специфику проекта, выбирали скульптуры, в которых нет остроугольных деталей.

«Искусство на кончиках пальцев» доступно в Национальном художественном музее до конца июля.

 

Фото Тамары Хамицевич

Комментарии к статье
Добавить комментарий