Музы Минска – хранительницы культурного кода белорусской столицы

08 Мар 2015 13:00

Автор:

Блог автора

Кто они – музы нашей столицы? Это те, кто хранит домашний очаг и руководит предприятием, учит детей и врачует сердца, и те, кто предоставляет нам возможность восхищаться их игрой на сцене и сопереживать им.

Корреспондент агентства «Минск-Новости» вместе с сотрудниками Национального художественного музея Беларуси благодаря портретной живописи вспомнили хранительниц культурного кода нашего города. Если бы портреты заговорили – портреты, которые томятся в запасниках Национального художественного музея, – какое было бы дивное многоголосие! Это не толпа, это индивидуальности. Личности. Многие художники любили писать женщин, этих загадочных натур, современных сфинксов. Писали и размышляли с кистью в руке…

№ 1

Стефания. Она родилась и умерла в Минске, прожив 95 лет. Великая необыкновенная Стефания Станюта. Она умела всегда чуть-чуть приподнять обыденность. Во время интервью неожиданно роняла: «Ой, я же по этой улице еще на конке ездила…» или «Когда в Минск наведался Николай…» – это про царя Николая II. Была настоящей актрисой. Духом театра. С 1932 года и до конца жизни работала в Купаловском, сыграла 200 ролей. Почему-то все помнят ее старухой Дарьей из фильма «Прощание». Да посмотрите на портрет! Здесь Стефании всего 18 лет. Она тогда училась в Москве, приехала в Минск на каникулы. Отец Михаил Станюта, живописец, график, педагог, взял лист картона и темперу… Яркие живые глаза смотрят в будущее. Стефания счастлива. Ведь она учится у великих педагогов, может воочию наблюдать, как работают Мейерхольд, Таиров… Отец написал ее портрет быстро и легко. В войну портрет пропал, отыскался в Германии: благодарить надо Елену Аладову.

№ 2

Елена. Героическая женщина, потому что сумела воссоздать Картинную галерею – ядро художественного музея. Напомню: живопись, скульптура, короче, почти всё, чем мы владели до войны, было утрачено: коллекцию не успели подготовить к эвакуации. Елену Аладову в 1944-м назначили директором несуществующей галереи. 30 лет своей мудростью, эрудицией, обаянием, хитростью, терпеливостью, говорят, даже взятками она возвращала и привозила в Минск шедевры, формировала новую коллекцию. И сама попала в свой музей – на портрете. Леонид Щемелев написал ее в импрессионистской, свободной манере без скрупулезной прорисовки внешности. Образ дышит! Скорее всего, художник работал по памяти, ведь к моменту создания полотна (2007 год) героическая Елена Васильевна уже двадцать лет как была на небесах…

 

№ 3

Александра. Роль героини, только не в жизни, а на сцене, сполна воплотила Александра Климова. Звонок сыну – известному артисту Андрею Душечкину.

– Вы помните этот портрет мамы?

– Да, конечно. Александру Ивановну художники очень любили, писали, но… Такой, как на портрете Харитоненко, мама не была. Чтобы она – такая умиротворенная и спокойная? Никогда. Александра Климова – человек-стихия. Я хорошо знал два ее состояния: подготовка к роли и отдых от роли. Приходила в театр за три часа до спектакля, настраивалась – никаких лишних разговоров и пересудов. Страстная во всем, искренняя, не умеющая лукавить, не умеющая жить на полутонах, неожиданная в общении… Комиссар, Барабанщица, Мария Стюарт, леди Макбет, Патрик Кемпбелл… Ее не зря называли королевой театра, причем Театра с большой буквы, а не только театра имени Горького, которому служила она, служу я. Только однажды довелось увидеть маму умиротворенной – после фильма Юрия Марухина «Радуница», в котором она сыграла деревенскую женщину. Возможно, художник написал портрет после этого фильма. Портрет хороший, теплый…

№ 4

Ирина. Искусствовед Ирина Назимова теперь очень редко выходит из своей квартиры в доме над Свислочью. Вдова одного из лучших наших портретистов Владимира Стельмашонка. Муж любил ее писать. Но из запасников НХМ мы извлекли другой портрет – кисти Ивана Ахремчика, того, из самого первого поколения белорусских советских художников. Почему он написал Ирину Назимову? Очень красивая женщина? Безусловно. Но такой ответ был бы очень прост. В образе Ирины есть поразительное гармоническое сочетание покоя и тревоги, изящества и трудоголизма. Пестрое покрывало на кресле делает полукруг, заключает Ирину в кокон. Это символ искусства, которому она посвятила жизнь, недаром Назимову прозвали «рыцарем искусства», и одновременно ее пьедестал.

 

Людмила. Легенду белорусского балета Людмилу Бржозовскую я нашла ранним утром на пятом этаже Большого театра, где педагог проводила репетицию балета «Спящая красавица» с Ольгой Гайко. К слову, обе они народные артистки Беларуси, только звания получили в разные времена: Людмила – в 1975-м, Ольга – в 2012-м. Маленькая, худенькая, скромная, в строгом черном костюме, Людмила Генриховна была немногословна: балерина привыкла разговаривать жестами. Сложила руки в просьбе: давайте поговорим вечером, у меня напряженное расписание рабочего дня. И вот вечер.

– Людмила Генриховна, в балете все подчинено строжайшим канонам и правилам. Но мы знаем, что вы еще и живописью занимаетесь. Может, это выход в иной мир, где больше свободы?

– В какой-то мере. Недавно я написала зимний пейзаж, по-моему, он получился. Люблю писать цветы. Знакомый художник похвалил за «Желтые розы». Теперь хочу написать Жар-птицу – на это меня вдохновила премьера одноименного балета…

– С живописью у вас давние связи: вы с детства были музой отца – Генриха Бржозовского. Ваши портреты писали Александр Шестаков, Борис Заборов…

– Говорят, есть еще мой портрет кисти Александра Исачева. Больше всего мне нравится Шестаков, он писал этот портрет в конце 1970-х. Я в образе Марии из «Бахчисарайского фонтана».

– Как часто перебираете в памяти свои роли?

– Совсем этого не делаю. Я сейчас педагог, подросло много красивых балерин, которых очень люблю и хочу, чтобы их жизнь в искусстве сложилась удачно, чтобы они изумительно танцевали и радовали нашего зрителя.

Благодарим за помощь в подготовке этого материала Валентину Войцеховскую и Ольгу Архипову, ведущих научных сотрудников отдела современного белорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь.

Комментарии к статье
Добавить комментарий