Защита наших прав, или На что жалуются столичные потребители

15 Мар 2015 09:00

Автор:

Блог автора

Что делать, если вам предоставили некачественный товар или услугу, неправильно рассчитали в магазине, обманули надежды на хороший курортный отдых? О том, как защищают права потребителей на государственном уровне, рассказала начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова.

– Нина Алексеевна, увеличивается ли число жалоб на торговлю и услуги в столице?

– Если в 2013 г. в Мингорисполком поступили 284 обращения, то в прошлом их количество приросло на 70 % и составило уже почти полтысячи. Такой резкий скачок связан прежде всего со вступившим в силу 22 июля 2014 г. Законом «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Он существенно изменил правила поведения на рынке. Все обращения мы рассматриваем исходя из основополагающего правового документа – Закона «О защите прав потребителей».

– С какими вопросами обращаются люди?

– С самыми разными. Возьмем хотя бы такой момент: по новым правилам продавец обязан упаковать товар в бесплатную тару. В какую – имеет право определить сам. К примеру, в полиэтиленовый пакет. Но тогда, если потребитель решит приобрести что-то в контейнере, ему придется за него заплатить. В связи с этим у людей возникает путаница, и они порой пишут жалобы, не вникнув в суть дела. Совсем недавно обращался минчанин. Купил печенье в контейнере. Рассчитавшись, обнаружил в чеке, что 1.050 руб. с него взяли за тару. Чтобы не было недоразумений, надо сразу ставить продавцу условие: хочу получить товар в бесплатной упаковке. Много обращений связано с жилищно-коммунальными услугами. Кому-то работники ЖЭС ремонтировали кран и при этом сломали смеситель. Жилец обращался в жилищную организацию, но ничего не добился. Позвонил нам на горячую линию. За сломанное оборудование по законодательству ему должны выплатить компенсацию. Какую – зависит от стоимости сантехники. Конечно, на определение всех моментов уходит немало времени, но мы всегда стараемся помочь людям.

Вообще минчане в правовом отношении стали гораздо грамотнее. Как было раньше? Купил некачественный мобильник, он через месяц сломался. Ну и ладно, отремонтирую за свои деньги. Теперь подавляющее большинство населения знает, что в гарантийный срок все поломки должны быть ликвидированы без всякой платы. Хотя и здесь есть нюансы. Если сам сломал или уронил в воду, это покажет экспертиза. И тогда придется оплачивать еще и работу экспертов. Или, допустим, приобретенная соковыжималка оказалась некачественной. Люди уже знают, что ее надо отнести назад в магазин. Продавец обязан взять электроприбор и провести экспертизу. Если это брак производителя, товар должны заменить или вернуть деньги.

– Поступают ли жалобы на рост цен в магазинах?

– Всплеск отмечался в конце декабря – начале января, после того как было принято постановление Совмина № 1207 от 19 декабря 2014 г., которым запрещалось поднимать цены на потребительские товары. Особенно актуальным правовой документ оказался для дорогостоящей бытовой техники. Походит человек по магазинам, присмотрит подходящий товар, через пару дней решит купить, а вещь уже намного дороже. Писали нам и об этом. Мы со всеми жалобами разбирались, принимали меры. И уже в феврале по этому поводу не было ни одного обращения. Стабильно держался Минск и по ценам на продукты. В январе поступило всего несколько сигналов. Люди покупали продукты и замечали, что цены не соответствуют постановлению. Но, как правило, все продавцы сразу же возмещали разницу в стоимости и без нашего вмешательства. Энтузиасты потом только просили, чтобы мы проверили, нет ли дальнейших нарушений.

В текущем году рост обращений связан с переходом на оплату в национальной валюте. Зайдут люди на сайт, увидят цены, к примеру, туристических путевок в долларах или евро и пишут жалобы – помогают нам бороться с нарушениями.

– Нередко приходится слышать претензии в адрес столичных интернет-магазинов…

– В Минске сейчас более 8 тыс. таких субъектов. Хочу отметить, что большинство жалоб связаны именно с их работой. Приведу пример. В состав ООО «Ньюайлд» входят 35 интернет-магазинов, торгующих мобильными телефонами. Нарушений у них полно: предоставление недостоверной информации о товаре, отказ в возврате денежных средств за некачественные мобильники, торговля без выдачи кассовых чеков. Администрация предприятия не идет на контакт с покупателями, не реагирует на наши вызовы, не выполняет решения суда. На эту компанию до сих пор идут потоком жалобы от минчан.

Другая фирма – ООО «Алтайский знахарь» – занимается рекламной деятельностью. Размещает в листовках и брошюрах, а также в Интернете рекламу с информацией о положительном эффекте неких препаратов. Приводят свидетельства людей, которые, употребляя эти средства, якобы излечились от всех болезней. При этом с Минздравом Беларуси реклама не согласована. И неизвестно, как на самом деле действуют их БАДы (а вовсе не лекарства) на организм человека. Люди верят рекламе, покупают товар, но эффекта не получают.

– Наверное, из-за таких случаев и было принято решение создать в Минске реестр неблагонадежных продавцов товаров и услуг?

– Совершенно верно. Точное его название – «Перечень субъектов хозяйствования, допускающих наибольшее количество нарушений в сфере торговли, защиты прав потребителей и рекламной деятельности по обращениям граждан». Реестр уже опубликован на сайте Мингорисполкома в разделе «Это актуально». Мы хотим, чтобы жители столицы знали, что существуют такие субъекты. В перечень пока попали 12 предприятий. В дальнейшем список планируем пополнять. Однако, если кто-то из нарушителей реабилитирует себя, станет добросовестным и законопослушным, он будет из черного списка исключен.

– В каком порядке надо действовать потребителю, если его права нарушены?

– Когда покупаете товар или услугу, обязательно требуйте чек. Это касается абсолютно всех предприятий, в том числе и интернет-магазинов. Выдать чек – обязанность каждого продавца. При возникновении конфликтной ситуации фиксируйте претензии в Книге замечаний и предложений. Иначе доказать правду будет весьма проблематично. По закону «Об обращении граждан и юридических лиц» в течение 15 дней на запись в книге будет дан ответ. Если он вас не удовлетворит, обращайтесь с обжалованием либо в администрацию своего района, либо в управление торговли и услуг Мингорисполкома. В данных органах власти есть уполномоченные по защите прав потребителей. Они готовят иски и отстаивают интересы потребителей в суде.

– Часто ли доходит до судебных разбирательств?

– В прошлом году прошли более 30 судов, столько же – годом раньше. Были поданы 114 исков за 2014 г. и 113 – за 2013-й. Однако чаще до суда не доходит, вопрос решается в добровольном порядке. В таком случае ответчик просто выплачивает потребителю материальный ущерб. А через суд должен заплатить еще и штраф на такую же сумму в местный бюджет.

Комментарии к статье
Добавить комментарий