Магнетизм Кищенко: как возвращают к жизни мозаичное панно «Партизаны»

19 Мар 2015 17:30

Автор:

Блог автора

Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали в мастерской ОАО «Белреставрация», где восстанавливают полуразрушенное панно.

Мозаичное панно «Партизаны» – произведение монументально-декоративного искусства 1970-х – первая масштабная работа, которую народный художник Беларуси Александр Кищенко создал для Минска. Потом была серия мозаик «Город искусств», «Город-строитель», «Город науки», «Город-воин» на фасадах жилых домов на пр. Независимости в районе станции метро «Восток», мозаичное панно «Октябрь», тоже на фасаде, но в другой части города – на Юбилейной площади. Мощно, смело, грандиозно – привычно для Кищенко. Если выкладывать мозаику, то на всю стену. Если ткать, то «Гобелен века». Эпохальное полотно размером 19×14 м, запечатлевшее культовых личностей разных эпох, попало в Книгу рекордов Гиннесса. И уникальный гобелен, и мозаики включены в Государственный список историко-культурных ценностей.

Что до мозаичного панно «Партизаны», то в начале 1970-х масштабное изображение было выложено смальтой на боковой стене гостиницы «Турист». Выбор военной темы предопределен самим месторасположением здания, которое находится на Партизанском проспекте.

архівный снімок - 9684

Середина 1970-х

 

В начале 1990-х панно начало разрушаться. К 2014 году мозаика осыпалась настолько, что уже и сюжет был не ясен. Инженерное обследование, проведенное специалистами «Белреставрации», показало, что стеновые панели, на которых крепится панно, находятся в предаварийном состоянии и требуют замены. Одна из основных причин разрушения – коррозия арматурной сетки. Между панелями были плохо заделаны щели, куда проникал теплый воздух, и в холодный период года на внутренней поверхности панно образовывался конденсат. В итоге бетон разрушился. Близость метро и трамвайных путей ускорила этот процесс.

культура-реставрация-мозаика05-140214

Февраль 2014 года.

 

культура-реставрация-мозаика47-140214

культура-реставрация-мозаика48-140214

Демонтаж панно, февраль 2014 года

 

Работа по спасению произведения монументально-декоративного искусства ведется параллельно в трех мастерских. Мы побывали в той, что на Партизанском проспекте. На полу разложены фрагменты – квадраты размером 50×50 см – так, что некуда ступить. И здесь только часть мозаики.

– Изображение восстановили по архивным снимкам. Эскизный картон в натуральную величину не сохранился. Его пришлось рисовать заново, – поясняет научный руководитель реставрационных работ Александр Климашонок.

_MG_0596

На эскизе отмечена каждая смальтинка – около 5 млн разноцветных квадратиков.

Изначально мозаика выполнялась методом прямого набора, то есть непосредственно на стене. Эскиз обводили через кальку, затем выкладывали смальту.

Сейчас же реставраторы работают в мастерской – подбирают и крепят утраченные цветные квадраты. Панно смонтируют из фрагментов. Технология такова, что швов не останется. Изображение будет выглядеть цельным.

_MG_0628

Для Кищенко было принципиальным, чтобы материал «попал в цвет», который он задумал. В этой работе он использовал черную, коричневую, красную, желтую, терракотовую смальту. Сам ездил на завод в Лисичанск (Украина), следил за тем, как ее варят.

– Подобие той смальты, которую использовал Кищенко, нашли в Питере. Она выше по качеству. Чтобы разница в нюансах цвета между подлинными и восстановленными фрагментами не бросалась в глаза, притонируем обновленные, – пояснил Александр Климашонок.

_MG_0557

Подхожу к реставратору, который колет смальту. Мне подсказывают: «Это сын Александра Кищенко, тоже Александр».

– В выкладке этой мозаики я сам участия не принимал. Но позже, когда стал студентом, отец доверял мне поработать, например, при создании мозаик в районе метро «Восток» и на Юбилейной площади. С ним в команде всегда трудились специалисты высокого класса, – рассказывает Александр Александрович. – На мой взгляд, «Партизаны» – одна из лучших монументальных работ отца. Очень мощная вещь. От нее магнетизм исходит. Художественный язык скуп, но какая силища! Цвета точно выбраны – кровяные, тревожные. Голова ребенка (показывает на эскиз) – я маленький. В детстве отец часто писал меня. У него есть набросок: мне года три. До сих пор сохранилась та самая желтая бархатная шапочка, которая была на мне тогда надета.

_MG_0616

– Мать-героиня (Александр снова обращает мое внимание на эскиз) – прообраз его матери. Партизана с какого-то летчика писал – он по соседству с нами на Каховской жил, приходил позировать.

Среди реставраторов узнаю художника Виктора Барабанцева.

– Меня попросили помочь в реставрации, поскольку участвовал в выкладке панно в 1970-е, – говорит он. – После художественного училища отслужил в армии, готовился к поступлению в академию. Предложили поработать мозаичистом. Было интересно, и оплачивалось очень хорошо. Александр Михайлович приезжал посмотреть, как продвигается дело.

Звучал вопрос: а не проще ли выложить мозаику заново? Но реставраторы убедили сохранить все то, что осталось.

– Планируем, что к сентябрю завершим работы, – говорит Александр Климашонок. – В апреле готовы переходить к монтажу, но сдерживает то, что поверхность еще не готова. Выбран подрядчик по усилению стены. Ждем, когда работы будут сделаны.

_MG_0542

культура-реставрация-мозаика13-140214

_MG_0547

 Справочно

Мозаичное панно «Партизаны» – произведение монументально-декоративного искусства советского периода, историко-культурная ценность. Заказчиком реставрационных работ выступает УКС администрации Заводского района Минска.

Комментарии к статье
Добавить комментарий