Как пересадить минчан на велосипеды, знает эмигрант из Америки Джон Росмэн

26 Мар 2015 14:20

Автор:

Блог автора

Эмигрант из Америки Джон Росмэн, который живет в Минске уже шесть лет и полностью отвергает использование автомобиля, рассказал о пользе платных парковок для личных машин горожан и проблемах движения на двухколесном транспорте:

– Здорово, что мы здесь встретились, ведь «Велокухня», мой любимый проект, находится во дворе вашего здания, – говорит Джон, заходя в редакцию «Минск-Новости». – Я нечасто спускаюсь в метро – все время езжу на велосипеде, поэтому и подписался на «Вечерний Минск». Читаю городские новости и тексты по конкретным направлениям, которые мне особенно интересны.

– Тогда давайте от скучных вопросов о вашей основной работе в сфере компьютерных технологий сразу перейдем к велосипедному движению. Что такое «Велокухня»?

– Это бесплатная общественная мастерская, созданная Минским велосипедным обществом в гараже № 38 возле костела Святого Роха. Я курирую этот проект, аналогов которому сегодня пока нет в странах СНГ. Бываю здесь обычно по пятницам и иногда заезжаю в течение недели. Это полностью волонтерский проект, созданный для оказания помощи в ремонте железного коня как начинающим, так и профессиональным велосипедистам. Иногда там проходят встречи участников перед покатушками и небольшие мастер-классы, в том числе по английскому языку (смеется). Кроме этого, я возглавляю фонд «Экологический транспорт».

– Вы имеете в виду трамваи и троллейбусы?

– Учитывая количество личных автомобилей на улицах города, относительно экологическим транспортом можно назвать не только метро, трамваи и троллейбусы, но и автобусы. Более того, есть еще один вид здорового движения – пешеходный. На мой взгляд, в городе непременно должны появляться места и улицы для горожан, любящих пройтись на своих двоих.

– Читал, что вы «убежали» из США именно из-за автомобильного образа жизни американцев. Так ли это?

– Я уважаю Америку и не хочу сказать о ней ничего плохого. Но культ автомобиля там развит очень сильно, что лично меня напрягало. Для меня основной вид транспорта – велосипед, для использования которого в повседневной жизни за океаном не так уж много возможностей. Поэтому в 90-ые годы прошлого века я принял решение уехать в советскую Россию, успел пожить в ней полтора месяца, а потом еще 17 лет в уже новом государстве – Российской Федерации. Как попал в Минск? Несколько раз приезжал сюда для участия в соревнованиях по фрисби. Позже стал много читать про город и понял, что жизнь здесь лучше. Переехал сюда шесть лет назад и теперь в соседней стране бываю нечасто. У меня там осталось много друзей, иногда езжу в Россию по работе. Что касается Америки, то там я был последний раз четыре года назад. Признаюсь, не скучаю, потому что считаю, что родина – это не просто место, где человек родился, это земля прабабушек и прадедушек. А они у меня родились в Европе.

– Вернемся к транспорту. Неужели у вас нет даже водительских прав?

– Нет, конечно. Да и машины у меня никогда не было. А последний раз я был внутри автомобиля четыре года назад. При этом стараюсь не использовать частные машины, даже такси. Даже если надо ехать в аэропорт, использую автобус.

– На ваш взгляд, Минск полностью подходит для передвижения на велосипеде?

– Все относительно. Я жил в Нью-Йорке, других городах Америки, Москве и Санкт-Петербурге, и по сравнению с этими местами в Минске хорошая велосипедная инфраструктура. Но стоит отметить, что главный вопрос для меня как велолюбителя – не развитие двухколесного движения, а проблема повсеместного использования автомобиля горожанами. Постоянно наблюдаю, как машины занимают все свободное и несвободное пространство, в том числе тротуар, предназначенный для пешеходов и велосипедистов. И еще момент: практически во всех дворах парковки бесплатные. Кроме как поощрением от городских властей это никак не назвать. В Европе такие бонусы нереальны, за каждую парковку надо платить, а белорусы думают, что так и должно быть. К сожалению, это сильно расширяет возможности использования машины и не дает импульс развитию велодвижения в Минске.

– А реально ли пересадить всех минчан на байки?

– Думаю, должен быть баланс между общественным транспортом, личным автомобилем и велосипедом. Сейчас, к сожалению, чаша весов сильно наклонена в сторону машин. Впрочем, ездить ли на двухколесном транспорте – это личное решение каждого минчанина, и заставлять пересаживаться на байк нет смысла. Тем более в городе хорошо работает транспорт, поэтому и велосипед многим просто не нужен. Другое дело, что если убрать парковки во дворах или сделать их платными, то количество велосипедистов возрастет естественным образом. А сейчас минчане всюду – даже в магазин – ездят на авто, потому что знают, что платить за парковку нигде не надо.

Ну а если самым удобным способом будет добраться куда-то, как говорят в Беларуси – на «ровары», то, уверен, все изменится.

– Ну а как быть зимой, когда правила дорожного движения ограничивают движение велосипедистов?

– В Минске хорошая велосипедная инфрактура, не становится она хуже она и зимой. Лично я каждый день езжу на велосипеде в любую пору года. Другое дело, что горожан трудно уговорить, что велосипед в зимнее время – такой же транспорт, как и автомобиль. Думаю, со временем эта стеснительность пропадет, и Минск станет по-настоящему велосипедным.

– Джон, а кроме Минска где-нибудь катаетесь?

– Зимой это происходит нечасто, а вообще я люблю загородные покатушки в компании единомышленников. Хотя нет, минувшей зимой я несколько раз катался за городом. Ездил в Городок, что в Молодеченском районе, а под Новый год побывал в Витебской области. Сначала мы подъехали на поезде до ближайшей станции, а потом крутили педали 50-60 км.

– Какой маршрут в белорусской столице для вас самый трудный?

– Если честно, мне как раз нравятся сложные маршруты. Когда приходится задумываться над планом поездки, преодолевать препятствия. Но не стоит путать экстремальную езду с велопоездками. Экстремалы ищут опасность, а если правильно ехать на велосипеде, то даже зимой неопасно. У меня есть шипованые шины, я ежу небыстро и осторожно.

– Наверняка у вас есть любимые места в городе. Назовете?

– Мое представление города – это не просто места, а маршруты. Обычно я смотрю на Минск с седла велосипеда. Из любимых направлений – поездка от Цнянского водохранилища через поселок Новинки к Минскому морю. Маршрут очень приятный, частично проходит через красивые поля и парки.

Комментарии к статье
Добавить комментарий