Минчане со времен БССР полюбили рыбу и морепродукты благодаря соцсоревнованию

05 Апр 2015 13:00

Автор:

Блог автора

Почему еще лет 40 назад минчане не слишком жаловали морские деликатесы? И как соцсоревнование помогало продвижению такой продукции?

В 60–70-е годы прошлого века на окраине Минска появился рыбзавод, а его изделия стали поступать в торговую сеть. Подтолкнуть минчан к покупке океанической рыбы и полуфабрикатов пыталась реклама. Печатали буклеты, в которых писали о пользе такой продукции, приводили рецепты. Благодаря этому многие хозяйки стали покупать мороженую рыбу, чтобы удивить семью необычным блюдом.

Вот это улов

В 1974 году по всему Советскому Союзу предприятия и трудовые коллективы рапортовали о своем участии в социалистическом соревновании, посвященном 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Каждое предприятие могло самостоятельно решить, в честь какого из 9 городов-героев брать на себя обязательства по улучшению производственных показателей (это и досрочное выполнение плана, и улучшение качества выпускаемой продукции, и прочее). Ударную вахту в честь Минска несли гидромашевцы Урала, колхозники Сибири, вагоноремонтники Улан-Удэ, строители Узбекистана и многие другие.

Взяли на себя обязательства по ударному промыслу и труду в честь столицы БССР и рыболовы Камчатки. Инициатором соцсоревнования стал коллектив плавбазы «50 лет Октября», а поддержали его суда Охотоморской и Южно-Курильской экспедиций. Весной 1975-го в Минский городской комитет партии стали поступать рапорты с Камчатки об успешном выполнении обязательств. Темп соревнованию задали работники плавбазы «50 лет Октября». Они за время вахты приняли и обработали 2.123 т рыбы, выпустив продукции почти на 850 тыс. рублей. «Заверяем минчан, что своим мирным трудом будем продолжать традиции немеркнущих боевых подвигов отцов, матерей, дедов. Примите наше рыбацкое пожелание встретить 30-летие Победы в Великой Отечественной войне новыми трудовыми успехами. Большого вам счастья, дорогие товарищи!» – написал капитан-директор плавбазы Догаев. Экипаж траулера-морозильщика «Кисловодск» отрапортовал, что занял первое место среди судов Южно-Курильской экспедиции. В период вахты было добыто 176 т рыбы.

Минчане смогли оценить результаты соцсоревнования в честь их родного города – часть выловленной на Дальнем Востоке рыбы была отправлена в Белоруссию.

Вкусно и полезно

Недостатка морепродуктов в 1975 году в Минске не было. До 30 т рыбопродукции в торговую сеть города каждый день поставляло опытное рыбоперерабатывающее предприятие. Это не учитывая консервы, пресервы, свежую и вяленую речную рыбу. Реклама предлагала попробовать множество блюд из морепродуктов.

«Мороженая сардина – экзотическая рыба небольших размеров с «сардинным» ароматом. Как и любая океаническая рыба, сардина богата минеральными солями и витаминами», – утверждала «Белторгреклама». Заинтригованным покупателям оставалось лишь купить товар и узнать, что такое «сардинный» аромат.

IMG_3812 copy

IMG_3812 copy

Особое внимание уделялось более действенным методам рекламы – всевозможным дегустациям. Прекрасным примером стал рост популярности пасты из антарктического криля «Океан». Изначально новый неизвестный продукт не пользовался спросом. С 1972-го его стали предлагать попробовать в магазинах разных городов СССР во время дегустаций. Многим покупателям паста «Океан» пришлась по душе, а ее продажи возросли многократно. В СМИ растиражировали 18 простых рецептов: хозяйкам советовали, что можно приготовить из продукта быстро и с минимальными затратами.

IMG_3815 copy

Кроме того, попробовать настоящий вкус рыбных блюд предлагали столичные рестораны и их шеф-повара. Например, шеф-повар ресторана «Минск» Н.М. Богданович утверждал, что из рыбы можно приготовить «хоть сотню блюд», а в меню заведения ежедневно присутствовало до 15 наименований соответствующих лакомств. Больше всего посетителям нравились рыбные салаты с яблоком, винегрет, бульоны, котлеты из хека и трески «Нежность» и «По-дальневосточному». В июне 1975 года общепит приглашал оценить меню. Шесть ресторанов – «Минск», «Нарочь», «Беларусь», «Космос», «Неман», «Журавинка» – и столовая № 50 устраивали рыбные дни. После дегустации можно было подойти к шеф-повару и узнать рецепт понравившегося блюда.

Для ленивых

Не все умеют вкусно готовить. Да и времени на создание кулинарных изысков чаще всего не хватает. Чтобы хозяйки могли вкусно и быстро накормить всю семью, промышленность СССР наладила выпуск рыбной кулинарии. Минский опытный рыбоперерабатывающий комплекс выпускал пирожки, пельмени, солянки, заливные блюда, фаршированные колбасы, шашлыки из рыбы. Нужно лишь открыть упаковку, высыпать содержимое на сковороду или в кастрюлю и приготовить по рецепту, который напечатан на этикетке. Или и того проще – купить уже готовое блюдо. В советских кулинариях продавали отварную рыбу под яично-масляным соусом (хек, окунь, треска, судак, сайда, залитые соусом из измельченных сваренных вкрутую яиц, смешанных с растопленным сливочным маслом), солянку (филе рыбы, тушеная свежая или квашеная капуста, растительное масло, морковь, лук, специи), плов (вареный рис и измельченное отварное филе трески, обжаренный лук). И, конечно, салаты из морской капусты «Сахалинский» (лук, подсолнечное масло, соль и специи) и «Островной» (филе кальмара, морковь, лук, перец, соль, масло).

Не срослось

Попытки убедить минчан, да и большинство граждан СССР пересмотреть свой рацион и включить в него морепродукты, потерпели фиаско. Вековые кулинарные приоритеты остались непоколебимы. Специфический запах, сложности с разделкой, большое количество отходов – все это говорило не в пользу морской рыбы. Кроме того, хозяйки просто не умели ее готовить: пересаливали, переваривали…

Много говорилось о плохом качестве морепродуктов. Подтверждением тому были многочисленные домашние наблюдения, не вызывающие сомнений: если домашние коты отказывались есть размороженную рыбу, а с удовольствием вместо нее уплетали речную или сосиски, то это однозначно свидетельствовало о низком качестве морских деликатесов. Так и распространялись в трудовых коллективах слухи о «чудо-юдо-рыбке», от которой даже кошка нос воротит.

Промышленники же видели проблему не только в незнании населением того, какую пользу несут морепродукты, но и в отсутствии приспособленных для их продажи площадей. Например, в первом квартале 1975 года только 160 магазинов из 264 имели более или менее сносные условия для реализации скоропортящейся рыбной кулинарии. Да и те неохотно брали ее на реализацию, особенно в первых числах месяца. Мощности по выпуску рыбных пельменей на опытном комбинате позволяли ежесуточно готовить около тонны этого продукта. Однако даже выпускаемые 200 кг пельменей не всегда находили покупателя.

Дополнительная информация

Весной 1975 года то, что вы отказывались купить горбушу или баночку консервов, могло быть воспринято как проявление неуважения к камчатским рыбакам. Они-то изо всех сил старались во время соцсоревнования в честь города-героя Минска наловить столько рыбы, чтобы перевыполнить все планы.

 

Блюдо - копия copy

Комментарии к статье
Добавить комментарий