Открыть Врата памяти: начался монтаж скульптурной композиции комплекса «Тростенец»

18 Апр 2015 15:20

Автор:

Блог автора

Начался монтаж скульптурной композиции «Врата памяти».

Скульптор Константин Костюченко наблюдает за происходящим через объектив фотокамеры. Фиксирует, как творческий замысел становится частью реальности. Работать над темой увековечения памяти погибших в концлагерях Второй мировой войны начал еще в 2007 году, когда учился в творческих академических мастерских живописи, скульптуры и графики. Позже принял участие в республиканском конкурсе на создание скульптурной композиции мемориального комплекса «Тростенец». И победил. Образное решение – Врата памяти, не ограниченные стенами, заборами, колючей проволокой. Тела узников концлагеря словно впечатаны в приоткрытые створки ворот, переплетены с их конструкциями. Как знак невозможности победить смерть.

белявская юля_7 copy

– Когда замысел окончательно оформился, понимали, как будете монтировать произведение?

– На тот момент – нет. Технологию проговаривали с инженерами «Минскпроекта», они предлагали решения, – отвечает скульптор.

– Это грандиозно, так и напишите, – обращается ко мне один из специалистов, курирующих монтажные работы. – Замысел, размеры монумента…

белявская юля_25 copy

Высота – 10 м, вес – 35 т, материал – бронза, которую еще предстоит тонировать в черный. Скульптуру устанавливают по частям. Первый фрагмент опускают по сваям – опорным конструкциям.

белявская юля_19 copy

белявская юля_30 copy

белявская юля_29 copy

белявская юля_31 copy

белявская юля_33 copy

белявская юля_32 copy

– Мелкие детали будут монтироваться позже, когда завершим сборку. Опасались повредить их во время перевозки, – поясняет Константин Костюченко.

К центральной точке мемориального комплекса – площади, на которой устанавливают Врата памяти, ведет Дорога памяти (параллельно улице Селицкого). Вдоль нее на гранитных плитах увековечат память о погибших во время Второй мировой войны в лагерях смерти на территории Беларуси.

белявская юля_15 copy

белявская юля_16 copy

– Место, где содержались узники, немного дальше, – показывает главный архитектор мемориального комплекса «Тростенец» Анна Аксенова на пустырь за «Вратами». – Это пространство будет ограждено архитектурными элементами – вроде опор, на которые натягивалась колючая проволока. Ее, конечно, не будет. Справа от монумента – место, где рассеивали прах уничтоженных узников, – сакральная зона. Все проектные решения уже утверждены. Утверждено и художественное решение скульптурной композиции на месте кремационной ямы-печи в урочище Шашковка. Но это – следующий пусковой комплекс 1-й очереди строительства.

белявская юля_4 copy

белявская юля_8 copy

– Здесь были лесопилка, бомбоубежище, помещения для хранения личных вещей узников. Сохраним оставшиеся фрагменты фундамента, – поясняет Анна Аксенова.

белявская юля_10 copy

Рабочие говорят, что каких-то страшных находок не случалось. Так, «попадаются железяки всякие» в земле. Но здесь и эти ничем не примечательные артефакты – поржавевшие замки, дверные ручки, куски проволоки – выглядят жутко. Соотносятся с не объяснимым по своей жестокости периодом истории.

белявская юля_11 copy

Открытие мемориального комплекса «Тростенец» (первая очередь строительства) состоится в дни празднования 70-летия Великой Победы.

 

Справочно

Лагерь смерти «Тростенец» (1941–1944) – место массового уничтожения гражданского населения и военнопленных фашистами.

Объект внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

На территории площадью 124 га находились:

– пункт приема узников;

– аллея, по которой доставляли заключенных;

– постройки лагеря смерти;

– места казней и расстрелов в урочище Благовщина;

– урочище Шашковка — место массового сожжения людей.

После войны здесь были установлены обелиск и три скромных памятных знака.

 Фото Юлии Белявской

Комментарии к статье
Добавить комментарий