С пл. Свободы в Венецию 1 мая минчане отправятся вместе с актерами Русского театра

30 Апр 2015 15:16

Автор:

1 мая в 20.00 спектакль Viva Commedia! Национального академического театра им. М. Горького откроет программу Третьего Минского форума уличных театров, который будет проходить в столице с 1 по 3 мая.

Впервые постановка будет сыграна под открытым небом – на пл. Свободы. Городская ратуша станет частью декорации, а минчане смогут почувствовать себя жителями Венеции XVI, XVII или XVIII в. – именно в это время в Италии был расцвет комедии дель арте.

– В начале сезона режиссер из Венеции Маттео Спьяцци и драматург Риккардо Пиппа поставили у нас в театре спектакль в традиционном итальянском жанре комедии масок, или комедии дель арте, – рассказывает художественный руководитель Национального академического драматического театра им. М. Горького Сергей Ковальчик. – Жанр зародился еще в средние века, когда торговцы для привлечения покупателей складывали свои столы, чтобы получилась небольшая сцена, на которую выходили актеры. Собиралась толпа зрителей. А когда представление заканчивалось, торговцы быстро расставляли столы, и продолжалась оживленная торговля. Наши актеры смогут попробовать разыграть комедию дель арте не в тепличных условиях сцены, а непосредственно там, где много веков назад показывали такие представления. Мне самому очень интересно, что получится из этого уличного эксперимента.

_MG_0390 copy

Сюжет комедии дель арте обычно можно описать примерно так: пара влюбленных хочет быть вместе, а ей мешают старики. При помощи хитрых и находчивых слуг они все равно находят выход из ситуации. Но это всего лишь схема, которую комедианты оживляли импровизационными репликами, шутками, песнями и танцами, ориентируясь на состав зрителей.

– Пьеса для нашего спектакля тоже создавалась импровизационным путем, – рассказывает редактор литературно-драматургической части Инна Аксёнова. – Актерам сразу раздали только наброски, где написано, например: выходит Капитан, выходит Дзанни, они ругаются и начинают обсуждать, где будут ночевать. Никакого текста: «Все остальное сочиняйте вы». В классической комедии дель арте нет текста, потому что артисты десятилетиями играют в одних и тех же масках и могут импровизировать в своей роли как угодно. Для нас это немного ново, и итальянцы хотели, чтобы наши актеры сами как можно быстрее включились в процесс. Когда они начали что-то придумывать, Риккардо стал писать диалоги. Ночью Марианна Салеева их переводила. Утром актерам раздавали готовый текст.

Герои традиционной комедии масок – некие собирательные социальные образы, в которых внимание акцентируется на определенной типической черте персонажа. Чтобы ее подчеркнуть, актеры играют в масках.

– Маска – это архетип, обобщение какого-то образа, – поясняет актер Сергей Чекерес. – Итальянцы в своей традиции пытаются смеяться над стариками. Например, мой герой Панталоне выделяется тем, что он старик скупой. Главный в иерархии масок, управляет всеми персонажами, а им самим движет расчет. Он постоянно торопится: время – деньги. Когда впервые увидел свою маску, мне сразу Владимир Этуш представился – лицо, брови. Играть в ней, конечно, непросто. Мимики нет, обзорность минимальная, нужно четко видеть глаза партнера в узких прорезях. А у меня брови уже закрывают полглаза!

_MG_0391 copy

– Доктор практически антипод Панталоне по темпераменту, – подхватывает разговор актер Андрей Кривецкий. – Он начитан, богат, болтлив и медлителен. В силу своей начитанности старается говорить метафорами, постоянно уходя от темы. Доктор довольно добрый и жизнелюбивый. Он богат, стар, хочет жениться на дочери Панталоне, у него есть сын.

Только Влюбленные и Коломбина выходят на сцену без масок.

– Я единственный актер, которому не досталась маска, – в шутку сокрушается актер Владимир Глотов. – Хотя ребята говорят, что им сложнее как минимум физически. Мне же приходится цеплять на себя только образ влюбленного. Поскольку сразу не было текста, я пытался понять, почему мой герой – Влюбленный. Изначально в пьесе он ни в кого не влюблен. Значит, во что-то должен влюбиться. И сразу он влюблен в Венецию, куда приезжает. Потом в Арлекино, который там его встречает. В окно, у которого он страдает. Затем влюбляется в Изабеллу.

_MG_0410 copy

– Маски рассчитаны на мужчин. Они создавались для них, – поясняет актриса Инна Савенкова. – Женские образы работают без масок. Тогда женщины только начали выходить на сцену, и никто не хотел прятать их красоту за масками. Во время работы над спектаклем мы настолько окунулись в другую культуру и мировоззрение! Само имя Влюбленных определяет и характер, и главную линию, когда двое стремятся друг к другу. Но если в нашем представлении влюбленные – мечтатели, витающие в облаках, то у итальянцев этот образ решается немножко по-другому – с острым характером, юмором. Часто исполняя на протяжении 8 лет в театре комедийные роли, я думала, что уже знаю, что такое комедия и как ее играть. Когда приехали итальянцы, я поняла, что на самом деле практически ничего не знала. И дело не столько в эмоциях, сколько в различных техничных моментах. Зрителю, который не знает, что такое комедия дель арте, нужно время, чтобы понять, что происходит: зачем маски, почему актеры все время на сцене, что они делают.

_MG_0510 copy

– У дель арте есть несколько основных правил. Артисты по возможности не должны меняться, – рассказывает Владимир Глотов. – У нас спектакль играют два состава, а в Италии партнеры не меняются; и каждая из ролей в комедии масок передается из поколения в поколение. Допустим, если твой прадед играл Капитана, то ты тоже будешь играть Капитана, и только его. Никогда нельзя работать в три четверти – голова должна быть повернута либо фронтально к зрителю, либо в профиль. Поскольку у нас дель арте, адаптированная для нашего зрителя, нам позволили иногда нарушать эти правила. Но нельзя снимать маску на сцене перед зрителями. Можешь отвернуться, снять маску, достать гвоздь из глаза, как шутил наш режиссер, снова надеть маску и продолжить играть. Все актеры должны находиться на сцене. Поэтому, когда кто-то отыграл свою сцену, он уходит за кулису, но нельзя тут же выходить из нее – нужно обойти задник и выйти с другой стороны, чтобы сесть на табуретку и уже там снять маску. Это делается, чтобы не разрушать атмосферу. Хотя она и так разрушается. Публика не сразу понимает, на кого смотреть – на тех, кто играет, или тех, кто сидит. Зрителям сложно, потому что с первой же минуты нужно включаться в действие – прийти и сразу полюбить артистов.

_MG_0609 copy

Фото из архива Национального академического драматического театра им. М. Горького

Комментарии к статье
Добавить комментарий