Конфликт интересов: как в Минске велосипедисты и пешеходы делят тротуары

06 мая 2015 17:45

Автор:

С каждым годом растет число жителей столицы, которые отдают предпочтение двухколесному виду транспорта, чтобы экономно, с пользой для здоровья и экологии перемещаться по городу.

Еще лет 10 назад велосипедисты на городских улицах – а тем более в столице – были в диковинку. Двухколесный транспорт как средство передвижения был в фаворе исключительно у жителей сельской местности. Сегодня же езда на велосипеде у горожан не только показатель приверженности здоровому образу жизни, но и некий мейнстрим. По статистике, двухколесный транспорт есть в личном пользовании у каждого четвертого минчанина. Добавим к этому пункты по прокату, среди которых можно найти даже бесплатные, и получим настоящий велопоток! Корреспонденты агентства «Минск-Новости» выясняли, как же он прокладывает русло на городских тротуарах, где еще недавно безраздельно властвовали пешеходы?

[youtube]https://youtu.be/5uemyls5Zlw[/youtube]

Популяризация велосипедного движения в столице происходит не стихийно. Еще в 2011 г. Мингорсовет утвердил Концепцию его обеспечения. Так, в Минске должно быть создано 500 км велосипедных путей: 50 км обособленных магистральных и аж 450 км – совмещенных пешеходно-велосипедных. При этом строительство велодорожек пока так и не стало необходимым нормативным элементом жилой среды даже новых микрорайонов. Но нужды поклонников двухколесного транспорта все же учитываются при проектировании транспортной инфраструктуры. В частности, это касается ширины тротуаров. И тут уж, как говорится, хочешь не хочешь, а потесниться пешеходам все же придется.

– Тротуары «линеят» и в Великобритании, и в Швеции, и в Эстонии – во всех городах, где нет возможности для обустройства выделенных отдельно для велотранспорта дорожек, – прокомментировал ситуацию начальник отдела технических средств и систем ГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Навой. – Это, конечно, не идеальная мера, но она вынужденная. Нельзя ведь по мановению волшебной палочки перестроить устоявшуюся инфраструктуру, где нет конструктивно выделенных велопутей. Проблема в том, что у нас до сих пор нет определенных ГОСТов, методических рекомендаций по их обустройству даже на строящихся улицах. Вот возьмем велодорожку вдоль Свислочи. Она опасна? Безусловно опасна! И это подтвердит любой велоэксперт. В такой ситуации людям надо проявлять взаимное уважение. Велосипедистам помнить, что велосипед – средство передвижения, а не гонок, а пешеходам – особенно мамам с маленькими детьми – быть внимательнее.

При этом столичная Госавтоинспекция развитие велодвижения только приветствует. Минск на сегодня – автомобильный город, но если количество машин будет расти с прежней скоростью, столица попросту захлебнется в пробках. Что касается «передела» тротуаров, то здесь, с точки зрения организации движения, все предельно просто: нет специальной разметки – преимущество у пешеходов. Есть велодорожка – прав велосипедист. Это теоретически. На практике же велосипедист в городской черте по-прежнему в глазах пешеходов остается непрошеным гостем, который при этом еще и захватывает территорию. В Правилах дорожного движения он – водитель транспортного средства. Однако, согласно тем же Правилам, на проезжую часть для него путь закрыт. Исключение – только отсутствие тротуара или обочины. Для пешеходов, особенно если велодорожка не выделена, он – источник неудобств и даже стресса. Попробуйте-ка сохранить спокойствие, видя, с какой скоростью и маневрами нередко «рассекают» на велобайке любители покрутить педали! Вот и получается, что при всех неоспоримых преимуществах этого вида транспорта велосипедист – «недоводитель», поскольку едет не по дороге, или «перепешеход», ведь на тротуаре обладает явным скоростным превосходством и при этом травмоопасен. И все же, несмотря ни на что, велодвижение набирает обороты и остановить этот процесс невозможно. А конфликты на тротуарах, по мнению специалистов, возникают лишь оттого, что пока не сформирована культура взаимоотношений между участниками движения. Но это – вопрос времени.

А как у них?

«Тот, кто в Амстердаме ездит на машине, уже стоит одной ногой в тюрьме», – говорят в Голландии. Здесь покупка автомобиля облагается 50-процентным налогом, если это не гибрид.

В Копенгагене на велосипедах ездит на работу 35 % всего населения.

В Барселоне велосипед вообще стал официальным видом городского транспорта. В городе даже проложена специальная зеленая кольцевая дорога со 100 станциями.

Монреаль признан самым обустроенным для велосипедистов городом Северной Америки. Местная администрация выделила 134 миллиона долларов на модернизацию дорожек и создание специальных парковок.

В американском Портленде более 38 тыс. велосипедов, а в велоцентре можно пройти специальные курсы, чтобы научиться спокойно ездить в черте города.

О популярности двухколесного транспорта в Поднебесной можно судить по местной шутке: китайский ребенок рождается сидящим на велосипеде. Учитывая загазованность города, мэрия Пекина активно поддерживает велосипедное движение. Здесь зарегистрировано 11 млн велосипедов.

 

 

 
Комментарии к статье
Добавить комментарий