Ученые предупредили об эпидемии устойчивого к антибиотикам брюшного тифа

12 мая 2015 14:36

Ученые обнаружили незаметное распространение эпидемии брюшного тифа в Африке и Азии.

Новый штамм возбудителя инфекции (H58) обладает резистентностью к большинству антибиотиков и в последние годы активно вытесняет другие разновидности бактерии, которые врачи ранее научились сдерживать. Результаты исследования представлены в журнале Nature Genetics. Коротко о нем сообщает lenta.ru. Международный коллектив исследователей провел анализ ДНК 1.832 образцов бактерий – возбудителей брюшного тифа, взятые в десятках стран Азии и Африки. Оказалось, что почти половина микроорганизмов принадлежит к H58 – устойчивому к воздействию антибиотиков штамму. «Больше всего поражает, что брюшной тиф раньше считался азиатской болезнью. Легкость его распространения в Африке перевернула с ног на голову эпидемиологию. Теперь это чудовище может попасть в новые районы, и оно сразу обладает преимуществами, так как антибиотики уничтожили большинство его конкурентов», – заявил соавтор исследования Гордон Дуган. Вызывает брюшной тиф бактерия Salmonella typhi. Эта болезнь поражает около 22 млн человек ежегодно, и примерно 200 тыс. из них умирает. Патогенные бактерии распространяются через воду и пищу, а также мочу и кал зараженных индивидов. От брюшного тифа разработаны вакцины, но большой популярности они не получили – жителей развивающихся стран лечат антибиотиками. Видимо, именно чрезмерное увлечение врачей антибиотиками заставило Salmonella typhi мутировать и получить защиту от этих лекарств. По мере распространения штамм H58 стал неуязвимым не только к классическим препаратам левомицетину и ампициллину, но и к новейшим ципрофлоксацину и азитромицину. Ученые подозревают, что успеху H58 помогает способность выживать в тканях тех организмов, которые являются переносчиками инфекции, но при этом сами остаются здоровыми. Ученые выяснили, что H58 возник в Южной Азии около 1985 года, накопил гены устойчивости и начал активно распространяться. Первой африканской страной, куда он попал, стала Кения.

Фото: Athar Hussain / Reuters