Мнение жителей будущих городов-спутников учли – снос усадеб будет минимальным

15 мая 2015 16:01

Автор:

Блог автора

Генпланы шести городов-спутников Минска одобрены сегодня на заседании архитектурно-градостроительного совета при главном архитекторе столицы.

Об этом передает корреспондент агентства «Минск-Новости». Как рассказал заместитель директора УП «БелНИИПградостроительства» Юрий Винников, до этого разработанные документы более десятка раз рассматривались на разных уровнях, прошли согласования со многими ведомствами, а затем выставлялись на общественное обсуждение. По итогам всей этой работы было внесено немало изменений, и вот теперь проекты одобрены комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома и отправятся на экологическую и государственную экспертизу.

Как говорили разработчики генпланов, самой болезненной темой для населения во время общественного обсуждения оказался предлагаемый частичный снос частного сектора или, как называют профессионалы, реконструкция территорий усадебной застройки. Негативно восприняли такие планы жители Заславля, Фаниполя и Дзержинска. Учитывая это обстоятельство, разработчики, тесно взаимодействуя с местными властями, решили внести коррективы в проекты. Например, в Заславле застройка на ул. Советской и Механизаторов теперь подлежит не реконструкции, а модернизации. Это значит, что у жителей будет возможность и необходимость привести в порядок фасады своих домов, заборы, провести благоустройство территории. Но все же модернизация не исключает снос наиболее ветхих домов. Решено сохранить усадьбы и в центральной части Фаниполя, частично модернизировав застройку в границах улиц Чапского – Железнодорожной – Купалы. Но вот бараки, которые здесь есть, обречены на снос. В Дзержинске также понятие «реконструкция» заменено на «модернизацию». Но, как уточнили авторы проектов, для каждого города будут разработаны градостроительные проекты детального планирования на такие территории, где уже пристально посмотрят на каждый дом, чтобы определить его судьбу. Вообще же, как уточнила главный архитектор «БелНИИПградостроительства» Лариса Смирнова, по сравнению с первоначальными вариантами генпланов, где к сносу предлагалось примерно 1,5 % усадебной застройки, в нынешнем, откорректированном, виде осталось лишь 0,5 %, то есть в три раза меньше.

В процессе обсуждения генпланов на разных уровнях много вопросов возникало и по развитию транспортной сети городов. Проблема заключается еще в том, что некоторые из будущих спутников разделены пополам железной дорогой. А это значит, что придется строить не только новые дороги, но и развязки в двух уровнях, а где-то и пешеходные мосты, чтобы обеспечить нормальную связь между частями городов. Разработчикам пришлось предлагать разные варианты трассировки улиц и размещения развязок, чтобы в будущем оптимизировать движение в населенных пунктах. Конечно, транспортные проблемы быстро не решатся, но пути для этого определены.

Активное развитие городов-спутников сдерживает и отсутствие инженерной инфраструктуры, а та, которая есть, уже физически устарела. Поэтому потребуется фактически в каждом населенном пункте строить новые объекты и прокладывать инженерные сети либо заниматься реконструкцией существующих. Как считает заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси Дмитрий Семенкевич, именно акцент на развитии инженерной и транспортной инфраструктуры должен создать привлекательные условия для дальнейшего развития спутников.

Как же будут выглядеть, согласно новым генпланам, города?

 

Логойск

Население может увеличиться с 12 до 16 тыс. человек (3 тыс. за счет переселенцев из столицы). Намечен новый микрорайон с многоквартирными жилыми домами до 5 этажей, на нескольких участках города может прибавиться и усадебная застройка. Логойск будет развиваться как центр отдыха и туризма, следовательно, и новые рабочие места должны появляться именно в этой отрасли.

Смолевичи

С нынешних 15,6 тыс. жителей население к 2020 г. может увеличиться до 23 тыс., а к 2025 г. – до 30 тыс. человек. Предполагается, что 10 тыс. из этого числа составят минчане. Смолевичи, вероятнее всего, также могут стать местом проживания будущих работников индустриального китайского парка, который создается рядом. Два новых микрорайона запланированы севернее нынешнего города. Это будет в основном 9-этажное жилье, построенное совместно столицей и Минской областью. Город также получит развитие за счет частичного освоения территорий ближайших населенных пунктов, которые войдут в состав Смолевичей. А вот бараки в центре, по предложению городских властей, должны пойти под снос. Существующее производство сохраняется. Для нормальной жизни спутника здесь должен появиться городской водозабор (пока существуют только отдельные скважины), требуется провести газопровод, построить насосную станцию, новую электроподстанцию, полигон по захоронению ТБО.

Руденск

Этот город может стать самым большим из шести. На первом этапе – до 2020 г. – предлагается увеличить население с 11,5 тыс. до 20,5 тыс., а до 2025 г. – до 81 тыс. человек. Существенно прирастет и территория, в состав города войдут ближайшие населенные пункты. К существующему количеству рабочих мест может добавиться еще 25 тыс. за счет переноса сюда при необходимости тяжелой промышленности, а также развития свободной экономической зоны. Руденск выгодно отличается от других городов-спутников хорошим транспортным обеспечением и наличием инженерных сетей.

Заславль

Вокруг нынешней городской черты находятся леса и сельскохозяйственные земли, которые нельзя осваивать. Поэтому градостроители предложили использовать под многоквартирную застройку бывшие карьеры. Дома здесь не должны превышать 5 этажей. А в историческом центре возможны лишь малоэтажные здания. Архитекторы предлагают сформировать полноценный городской центр, вынести за пределы Заславля существующие очистные сооружения, закрыть и рекультивировать полигон по захоронению ТБО, построить пешеходный мост над железной дорогой, развить транспортную сеть. Также пока обсуждается возможность выноса из центра газового предприятия. Город сохраняет свою туристическую направленность, поэтому прирастать какими-то крупными производствами не будет. Могут появляться лишь обслуживающие объекты, необходимые самому Заславлю. При нынешних 14,7 тыс. жителей в будущем спутнике могут проживать до 23,5 тыс. человек.

Фаниполь

Прирост жителей – с 13,8 тыс. до 23 тыс. человек. Здесь активно развивается свободная экономическая зона, есть конкретный список будущих производственных объектов. Так что рабочие места гарантированы. А жилье на первом этапе планируется развивать усадебное, после 2020 г. – многоквартирное вдоль улиц Комсомольской, Зеленой и др. Поскольку решено отказаться от сноса усадеб в центральной части, то, чтобы разместить новых жителей, придется пойти на уплотнение застройки. Речь идет о возведении домов в 8–10 этажей. Процесс этот уже фактически начался. Чтобы обеспечить население местами хранения автотранспорта, планируется использовать под стоянки санитарную зону вдоль дороги Р-1, также определено место для строительства гаражей.

Во время общественного обсуждения жители высказались против размещения перспективной больницы на территории государственного лесного фонда, расположенного неподалеку от центра города. Архитекторы предложили другое место для медицинского объекта – за пределами нынешней границы Фаниполя.

Дзержинск

Этот город может вырасти до 41 тыс. человек с нынешних 26,3 тыс. Здесь планируется развитие и жилой части, и производственной. Для жителей намечено построить в общей сложности по 4 детских сада и школы (до 2025 г.), поликлинику, больницу, создать общественный центр, благоустроить лесопарк и территорию вдоль реки, сделать пешеходную улицу. Частный сектор максимально сохранят. Сейчас разрабатывается проект детального планирования, который подробнее рассмотрит территорию существующей застройки.

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий