Центру художественного творчества детей и молодежи Фрунзенского района – 10 лет

17 мая 2015 15:00

Автор:

Блог автора

В этом году Центру художественного творчества детей и молодежи Фрунзенского района исполняется 10 лет.

Об истории создания и творческих планах корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала директор центра Людмила Абрамова – о том, как училась контролировать время на уроке, об особенностях учреждения и почему педагог дополнительного образования должен оставаться фанатом своего дела.

Еще в детстве минчанка Людмила Абрамова видела себя только учителем, но осуществить мечту получилось не сразу.

– Меня отговорили родители. Они работали в строительной отрасли и посоветовали тоже попробовать себя на этом поприще, – рассказывает Людмила Владимировна. – Так что высшее образование получала в Брестском инженерно-строительном институте. И не жалею – приобрела там знания, которые очень пригодились в дальнейшем.

В Бресте молодой инженер-строитель вышла замуж, и по распределению супруги попали в Минск. Здесь Абрамова несколько лет трудилась в проектной организации, стала ведущим инженером. А затем… верх взяла педагогика.

– Мне было 27, когда пришла работать учителем изобразительного искусства и черчения в столичную среднюю школу № 112, – вспоминает Абрамова. – Обучая детей, постоянно училась сама. В течение двух лет я посещала уроки лучших педагогов столицы и постепенно сформировала собственную методику преподавания.

– Первые уроки и первых учеников помните?

– Конечно (улыбается). Было сложно, но очень интересно. Когда стоишь перед классом, и на тебя смотрят 30 пар детских глаз, ощущения непередаваемые… Самое главное в профессии учителя – завоевать доверие и уважение детей. Они всегда чувствуют, когда учитель неравнодушен к ним и к своему предмету. Тогда они понимают, что его требования обоснованы. И мне очень приятно, когда те дети – сейчас уже взрослые люди – благодарят за то, что у них не возникало проблем с черчением в технических вузах.

– А как переживали неудачные уроки? Ведь они случаются у всех молодых учителей…

– Анализировала, где и почему допустила просчет. Например, обращала внимание на время, которого не всегда хватает на уроке. Что делала? Писала конспекты, затем засекала время и проигрывала ход урока. Если перебирала лимит, что-то вычеркивала, перестраивала фразы – все для того, чтобы быть лаконичной. И это давало результат.

Впоследствии Людмиле Абрамовой довелось поработать завучем по воспитательной работе, инспектором гороно. Затем ей предложили место директора 156-й столичной школы. Спустя несколько лет, в 2005-м, на ее базе было решено открыть Центр художественного творчества учащихся Фрунзенского района, который Людмила Владимировна возглавила.

– Теперь у него несколько другое название – Центр художественного творчества детей и молодежи (ЦХТДиМ. – Прим. авт.). Это мое детище, моя семья. Пришлось начинать с нуля и то, что у меня был опыт руководящей работы, стало большим подспорьем, – отметила директор. – Ведь в учебных заведениях, подобных нашему, работать сложнее, чем в школе. Не труднее – именно сложнее. В учреждениях дополнительного образования у каждого педагога разные возрастные категории детей, своя программа, свое расписание. Одни отработали – пришли другие. В ЦХТДиМ много направлений деятельности, основные из которых – изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, музыка, различные виды хореографии, театральная, гуманитарно-педагогическая и социальная деятельность.

– Возглавив ЦХТДиМ, вам пришлось в чем-то перестраиваться?

– Конечно, на этой должности я изменилась. У нас большой коллектив (более 100 педагогов), работают более 300 групп, и нужно было немало потрудиться, чтобы создать хорошо отлаженную систему. А вообще, как и в любой организации, директор должен вести коллектив за собой, предлагать новые идеи. Он должен быть эрудированным человеком и непременно – психологом. Директору обязательно нужно знать, чем дышат его подчиненные. Нужно с ними общаться, видеть, как они работают, знать (хотя бы немножко!) об их материальных и бытовых условиях, семейных проблемах – и все это учитывать. О своем учреждении руководитель должен знать все! Это как дома – если чего-то не знаешь о ребенке, можешь его упустить.

– Дорожите коллективом?

– Безусловно, ведь он формировался не в одночасье. Педагогом дополнительного образования можно стать только по собственному желанию. Это не каждому дано. У нас работают в основном фанаты своего дела, творческие натуры, которые очень любят детей. Часто говорю своим подчиненным: не всегда дети ходят на тот предмет, который вы ведете, – они идут к педагогу, к личности. Если вижу, что дети любят учителя, что он работает нестандартно и дает результат, всегда ему помогу и поддержу. У нас есть педагог, которая обучает игре на музыкальных инструментах, а в конце четверти или к Новому году она со своими детьми ставит перед родителями спектакли. Разве это не замечательно?

– ЦХТДиМ в нынешнем году исполняется 10 лет. Результаты работы радуют?

– Считаю, что нашему Центру есть чем гордиться. Сюда стремятся попасть дети, в том числе и из других районов столицы. Творческие коллективы активно участвуют в конкурсных мероприятиях различного уровня – районного, городского, республиканского и международного. Как правило, без наград наши ребята не возвращаются. Только за последний год они завоевали более 700 призовых мест. И это не только благодаря их таланту и педагогическому дару их преподавателей. Не могу не отметить и ту весомую поддержку, которую постоянно оказывают администрация и управление образования, спорта и туризма Фрунзенского района.

– Каковы особенности вашего учреждения?

– Во-первых, в Минске только Национальный центр художественного творчества детей и молодежи и ЦХТДиМ специализируются на различных направлениях художественного профиля. Все остальные учреждения дополнительного образования работают по более широким направлениям.

Во-вторых, у нас есть группы, в которых мы можем предложить углубленное изучение образовательных областей. Туда набираются дети с 6–7-летнего возраста и учатся затем на протяжении 9–10 лет. Это, например, школа современной хореографии. Там все очень серьезно – воспитанники проходят тестирования, сдают экзамены. То же самое происходит и в студии изобразительного искусства для юношества, где ребят нацеливают на поступление в художественные заведения. Одна из наших выпускниц сейчас заканчивает вуз и уже занимается у нас с малышами.

В-третьих, в Центре созданы очень хорошие коллективы. Например, уникальный музыкальный театр «Сказка», в постановках которого дети играют, поют и танцуют. Такого в республике практически нигде нет.

Плодотворно работают цирковая студия, образцовый вокально-хореографический ансамбль «Жалейка», студия ирландского танца, образцовый театр танца «Менада» и народная студия «Каляровы аловак». У нас очень хорошие вокальные студии, кружки по подготовке ребят к школе.

А еще мы работаем с детьми с особенностями психофизического развития – уже на протяжении 5 лет. И очень довольны результатами. Конечно, пока не хватает времени и кадров, чтобы наладить более тесные отношения с родителями и педагогами и отслеживать положительную динамику развития ребенка. Но я абсолютно уверена, что мы многое даем таким деткам. Заметно меняется их поведение, они раскрепощаются – потихоньку идет их социализация. И, что немаловажно, обычные ребята замечательно к ним относятся. Приведу такой пример. В одном из спектаклей нашей театральной студии «Крылья» главную роль сыграл ребенок с особенностями развития. Это показатель? Безусловно.

– В дальнейшем планируете развивать какие-то новые направления?

– Задумок много, но детально говорить о них пока не стоит. Скажу лишь, что мы всегда ищем что-то особенное, чего нет у других. Так, мечтаем заполучить специалистов-чечеточников. Дополнительное образование будем охватывать более широко. Прислушиваемся к пожеланиям родителей, которые говорят, мол, девочек к вам приходит много, так хорошо бы и мальчиков увлечь. Поэтому хотим развивать спортивное направление, тем более что оно востребовано. Сейчас ищем педагогов и думаем, как приспособить наши кабинеты под такой вид деятельности. Возможно, организуем занятия по спортивной гимнастике, акробатике.

 

Фото Тамары Хамицевич

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий