Сюрреализм Сальвадора Дали: что видят минчане в скульптурах испанского хулигана и провокатора

25 мая 2015 16:59

Автор:

В Национальном историческом музее Республики Беларусь проходит выставка скульптуры, керамики и графики двух величайших испанских художников современности Сальвадора Дали и Пабло Пикассо.
Произведения, представленные в экспозиции, – собственность российского коллекционера Александра Шадрина. На протяжении 15 лет он формировал коллекцию, приобретая предметы в галереях и аукционных домах Европы, у коллекционеров, Парижском музее Сальвадора Дали, аукционе Christie’s.
AQ6A5298 copy
– Мы не думали, что к нам приедет такое большое количество работ художников – более 200, – рассказывает куратор выставки Татьяна Миранович. – Знаменитых шедевров в экспозиции нет, но в то же время здесь можно найти известные образы: скульптуры расплавленных часов, лошади под седлом времени, космической Венеры и космического слона, Венеры Милосской с ящиками.
AQ6A5316 copy
AQ6A5318 copy
AQ6A5319 copy
AQ6A5331 copy
AQ6A5341 copy
В залах музея на экранах показывают фильмы, в которых коллекционер Александр Шадрин рассказывает о создании экспозиции, а также знакомит зрителей с историей и смыслами произведений Дали и Пикассо.
AQ6A5313 copy
Корреспонденты агентства «Минск-Новости» поинтересовались у посетителей, как можно интерпретировать шедевры испанского хулигана и провокатора Дали.
Танец времени
AQ6A5325 copy
AQ6A5367 copy
 
– Мы только что посмотрели фильм, где подробно рассказывают об образах-первоисточниках скульптур и истории их создания. Если абстрагироваться от него, то я бы подумала, что Дали хотел показать, как быстротечно время. Оно ускользает, ты его никогда не вернешь и не словишь, – делятся впечатлениями студентки БНТУ Вероника и Катаржина.
– На образ мягких часов Дали натолкнул кусок сыра камамбер, – поясняет куратор выставки Татьяна.
Сам художник рассказывал об этом так: «Решив написать часы, я написал их мягкими. Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень – чрезвычайно редкое недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр, я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж – основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».
AQ6A5321 copy
Скульптуры «Танец времени» I, II и III расставлены на выставке треугольником. Они символизируют прошлое, настоящее и будущее. Время Дали свободно, танцует без остановки, оно безразлично даже к истории и космосу.
Космическая Венера
AQ6A5314 copy
Посередине зала, посвященного творчеству Дали, располагается космическая Венера.
– Яйцо находится как раз там, где зарождается плод у женщины. Яйцо – это символ вселенной. Женщина рождает жизнь, а значит, и вселенную. Благодаря женщинам человечество живет и продолжает существовать, – рассуждают студентки БНТУ.
Но прозвучало и другое мнение посетительницы выставки:
– Дали был немного сумасшедшим человеком. Вы посмотрите: в серии картин «Сюрреалистические цветы» он олицетворял себя, продукты, которые любит… Здесь можно увидеть яичницу с беконом в форме цветка! Может, он видел в женщине кормительницу, поэтому изобразил посередине космической Венеры яйцо! Мало ли что взбрело в голову художнику.
Дали изменил представление античной Венеры, известной всему миру: его работа осовременена и даже эротизирована. Художник дополнил скульптуру деталями. Это «текущие часы», напоминающие об изменчивости вкусов и эстетических представлений. А также золотое яйцо, символизирующее предназначение женщины – дарить жизнь.
AQ6A5355 copy
– Детали заключают в себе идею автора. Дали противопоставляет изменчивости человеческих вкусов вечную мудрость природы, – дополняет куратор выставки Татьяна.
Улитка и ангел
AQ6A5329 copy
– Думаю, ангел – это Дали. Наверное, он сам собой восхищался, – с улыбкой рассказывает Катаржина. – Еще в детстве я любила рассматривать спиралевидную ракушку улитки. Трудно посчитать, сколько там витков. Улитка символизирует бесконечность мысли Дали, широту его таланта.
– А крылья показывают, что улитка хоть и медленно ползет, но может и взлететь. Полет – вдохновение, – дополняет Вероника.
Раковина символизирует застывшее время, спираль – бесконечность. Ангел в скульптуре появился для того, чтобы наделить улитку даром неограниченной скорости. Но, к сожалению, он бессилен перед временем. В руках ангела костыль, что свидетельствует о слабости.
Лошадь под седлом времени
AQ6A5372 copy
– Человек с посредственными умом и фантазией не додумается до такого, – делится впечатлениями посетительница выставки Антонина.
– Если искать подтекст в скульптуре, то я вижу быстротечность времени. Даже внешний вид лошади изменился, ее прежнюю уже не вернуть, – дополняет ее дочь Ольга.
К слову, есть мнение, что работой Дали интерпретирует любовь к своей жене Гале. Она также поддавалась влиянию времени, не молодела, но все же могла вдохновлять художника на создание произведений искусства.
Образ лошади – один из самых знаменитых далинианских символов. На нее положено седло в форме знаменитых тающих часов. Говорят, что только время может скакать на таком звере.
Видение ангела
AQ6A5376 copy
AQ6A5377 copy
 
– Мы специально сначала посмотрели фильм, чтобы узнать историю создания работ. И только потом пошли смотреть выставку. Поэтому абстрагировано говорить о смысле произведений не получится, – рассказывает посетительница Мария. – У скульптуры «Видение ангела» целая история. К примеру, человек, прорастающий в дерево, символизирует упадок европейской цивилизации.
Сальвадор Дали в своих работах часто обращался к теме божественного происхождения человека.
– Дали показал, что человек и Бог едины. Палец обозначает всеприсутствующее божественное провидение, – объясняет куратор выставки Татьяна.
Своей работой художник хотел показать задачу, к которой обязан стремиться человек, – возвращение к истокам, первосоздателю. А вот ангел, который находится рядом, старается помочь человеку, отрицающему собственную душу. Ангел вытаскивает человека из персонального ада, который он сам себе создал.
Найти вдохновение и собственные смыслы работ Сальвадора Дали и Пабло Пикассо можно будет до 28 июня на выставке в Национальном историческом музее Республики Беларусь.
Фото Сергея Лукашова

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий